В сообщении отмечается, что мошенники создают фейковые аккаунты в мессенджере, якобы принадлежащие Сберу. При этом на странице размещается логотип кредитной организации и имитируется номер 900 (9OO). Развод со стороны мошенников разбит на две части. Сначала с фейкового "сбербанковского" профиля мошенник делает жертве первый звонок. Представившись сотрудником банка, мошенник спрашивает, обновлял ли пользователь свое мобильное приложение в последнее время. Если он получает отрицательный ответ, то просит дождаться звонка профильного специалиста, который якобы поможет пользователю в обновлении мобильного приложения.
Путаница с разными "специалистами" нужна мошенникам для того, чтобы сбить жертву с толку и заставить ее выполнять получаемые указания. Сообщник мошенника звонит с другого аккаунта, возможно даже используя другой мессенджер с поддержкой функции трансляции экрана при видеозвонке. Он объясняет, что звонит по видеосвязи для идентификации клиента по биометрии, и просит жертву включить режим демонстрации экрана. Мошенник заверят, что это совершенно безопасно, поскольку якобы экран будет видеть только "роботизированная система для диагностики счета", а звонящий – нет.
Пользователя просят зайти в мобильное приложение банка. Сбер предупреждает, что трансляция экрана позволяет злоумышленнику увидеть номера карт, суммы на счетах и полученные от банка коды в смс. С помощью этой информации мошенники получают доступ к личному кабинету клиента в приложении на своем устройстве и крадут его деньги. Также эта информация может использоваться ими для убеждения клиента банка о необходимости перевода денег на "безопасный счет".
"Роботизированная система для диагностики счета" – это выдумка мошенников, предупреждает Сбер в своей Кибрарии – библиотеке знаний по кибербезопасности. Пресс-служба Сбера напоминает, что сотрудники банков не связываются с клиентами в мессенджерах. Предупреждение из "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова как нельзя более актуально – никогда не разговаривайте с незнакомцами, тем более нельзя демонстрировать им по видеосвязи экран своего мобильного устройства или компьютера, кем бы они при этом ни представлялись.
В 2013 году аферисты ежедневно обзванивали по 15 миллионов россиян. При этом средняя сумма похищенного составляла 13,5 тысячи рублей.