Тема:

Главные события 2 минуты назад

Фермеры берут Париж в плотное кольцо

Французские фермеры намерены взять Париж в полную блокаду. Идея в том, чтобы ни один грузовик не смог доставить в столицу хоть что-то из продуктов. Все действия и обещания властей пока не находят отклика в крестьянских душах. А тут еще Украина. Помогают ей деньгами, да еще пускают оттуда дешевую и некачественную еду. Сначала протестовали польские дальнобойщики. Потом эстафету бунта подхватили фермеры Германии, Италии, Испании, Голландии и Румынии. Список становится все длиннее.

Начиналось все мирно, но терпение у фермеров лопнуло быстро. Грузовики, которые везут иностранную продукцию во Францию, опустошают, таранят бульдозерами и поджигают. Товар чаще раздают в организации помощи бедным, но иногда он тоже хорошо горит.

"Есть продукты, которые поступают из Испании, Марокко и с африканского континента, которые также не соответствуют стандартам, что и наша продукция, но по цене в десять раз дешевле, чем у нас. Мы хотим сказать, что хватит – значит хватит", – говорит фермер Себастьян.

Демонстранты громят полки с бутылками иностранного вина. "Продовольственная безопасность и все только французское" – звучат требования запретить весь импорт продовольствия из-за пределов ЕС.

Это, скорее, претензии к Европейской комиссии и парламенту, которые, сняв запреты, завалили рынок европейских стран беспошлинными дешевыми товарами с Украины. Местные не могут с ними конкурировать – слишком дорого обходится производство и слишком много стандартов и запретов. Французские фермеры дошли до Брюсселя, забурлила в свою очередь и Бельгия. Тракторы в центре бельгийской столицы – зрелище довольно непривычное, корова – как символ того, до чего довели европейские нормы французских фермеров.

Зеленая повестка, сокращение пахотных земель, запрет на орошение, бумажная волокита, а главное – затраты внутри Евросоюза возросли в разы после решения объявить России санкционную войну.

"В течение месяцев мы говорим о наших проблемах в сельском хозяйстве в префектуре, регулярно, но ничего не меняется. И в какой-то момент мы говорим: хватит. Каждый дистрибьютер устанавливает цену, мы не хотим, чтобы она снижалась, наоборот, хотим ее повышения, потому что наши затраты на электричество, дизель, удобрения – все выросло. В Европе мы говорим, что это из-за Украины. С тех пор наши затраты сильно выросли и продолжают расти", – заявил представитель Национальной федерация фермерских союзов Франции Лоран Веранг.

Лет 30 назад во Франции было свыше трех миллионов фермеров, сегодня в профессии осталось меньше 400 тысяч. Молчать больше не могут.

Их главное оружие – навоз и отходы. 17 тысяч литров было вылито на префектуру в Ажене. Жидкими фекалиями атаковали полицейскую машину. Ими же заливают логистические центры и супермаркеты – да так, что крыша рушится.

С севера на юг – баррикады, горящие шины и сотни километров перекрытых дорог, а вместе с тем гигантские пробки. Сообщение с соседними странами частично нарушено. Вот так выглядит основная трасса, которая соединяет Францию и Бельгию: движение в обе стороны остановлено, на дороге тракторы, сельскохозяйственная техника, много сена и дрова, чтобы не замерзнуть ночью. Блокада здесь длится уже третьи сутки. Они несут дежурство посменно и не уходят, несмотря на все попытки местных политиков вмешаться в дело. Из цистерны сделали емкость для костра – на ней же готовят пищу.

– Что у вас в лагере?
– Кофе – это самое главное, кофе и небольшие печенья, сосиски. Это наши производители, которые нам помогают, – говорит участница акции протеста Изабель Пик.
– Сосиски французские?
– Сосиски французские. Это местные производители, которые жертвуют еду, приносят нам пирожки. Вечером пицца будет на огне. У нас есть запасы дров, есть на чем держаться.

Судя по опросам, больше 90 процентов французов понимают и согласны с фермерами. Те ежедневно расширяют географию протестов – сено и отходы высыпают на железнодорожные пути, останавливают составы.

Президент Франции Эммануэль Макрон, по традиции, глух и далек от протестов – он в Индии. Первый выход в народ и первая попытка успокоить аграриев – от молодого премьер-министра Габриэля Атталя. В костюме и лаковых ботинках на ферме посреди сена, подглядывая в бумажки, он произносит речь.

"Я знаю, что любовь надо поддерживать доказательствами любви каждый день. Так же, как и сельское хозяйство", – заявил политик.

Конкретика все же прозвучала: 50 миллионов евро поддержки, упрощение стандартов, субсидии, отмена налога на фермерский дизель. Часть бастующих сняли блокаду, но большинство словам Атталя не поверили.

"Мы не испытываем оптимизма, нашего президента даже нет в стране. Подождем, что скажет премьер-министр. Налог на дизельное топливо для внедорожников легко отменить, его было несложно установить, так что и отменить его будет легко", – говорит фермер Жюльен.

Следом вспыхнул Ним, загорелся центр Генгама. Тех, кто поверил правительству, объявили предателями и снова пошли на Париж. Современные короли автострады – тракторы – блокируют все подъезды к французской столице. Цель – заблокировать логистические центры по распределению продовольствия и взять город в плотное кольцо, не пропуская внутрь грузовики. Операция по удушению Парижа объявлена бессрочной и начнется в понедельник днем.