Американский Конгресс до сих пор так и не решился поднять потолок госдолга. Из-за этого напряжение все больше. Другая напасть для демократов – новый кандидат в президенты от республиканцев, губернатор Флориды Рон Десантис. Моложе Трампа, яркий, прямой и неудобный соперник для Байдена.
Первый в истории США дефолт отменяется. Договорились на ленточке. Телефонный разговор продолжался полтора часа. Президент Джозеф Байден был за городом, в Кэмп-Дэвиде. Спикер Кевин Маккарти – на рабочем месте, в Капитолии. Кто первым встал перед телекамерами, того и рейтинг.
"Я только что разговаривал с президентом, после недель переговоров мы пришли к договоренности по принципиальным позициям. Еще предстоит проделать определенную работу, но это принципиальная договоренность во благо американского народа состоялась – историческое сокращение расходов и последовательные реформы, которые вытащат людей из нищеты и им будут предоставлены рабочие места", – заявил Маккарти.
Принципиальное голосование пройдет в среду, но уже ясно, что в Белом доме согласились на неприятное для себя сокращение расходов – особенно в предвыборный год. Но вариантов уже не было: на телеканалах начали запускать обратный отсчет до американского банкротства. Министр финансов США Дженет Йеллен заявила, что у минфина осталось времени до 5 июня, прежде чем закончатся деньги.
То есть если Байден не договорился бы с республиканцами, у американского правительства в буквальном смысле не сошлись бы дебет с кредитом. На 5 июня стоят выплаты, нужно примерно 92 миллиарда долларов, но на счетах казначейства в этот момент в лучшем случае останется миллиардов 30-40.
"Что касается лимита долга, то дела обстоят хорошо. Я очень оптимистичен. Я надеюсь, что сегодня вечером, прежде чем часы пробьют 12, у нас будут четкие доказательства того, что мы заключили сделку, – сказал Байден. – Причина, по которой я еду в Кэмп-Дэвид, заключается в том, что секретная служба работает над пуленепробиваемостью дома, мне некуда пойти. Они сказали, чтобы меня не было пять недель. Поэтому я еду в Кэмп-Дэвид, потому что моя внучка заканчивает школу в воскресенье, и это самый близкий способ попасть туда, чтобы присутствовать на ее выпускном".
Дети и внуки есть не только у Байдена. 57 процентов американцев считали, что в этом клинче сдать назад должен президент США, а не республиканцы. Ну а для спикера Маккрати это двойной успех. Не самый популярный политик, он на этом кризисе неплохо пропиарился. Рейтинг спикера вырос до 42 процентов. Если бы не кресло в Палате представителей, самое время было бы задуматься о президентской гонке. Впрочем, в ней и так уже тесновато – шесть республиканцев, а теперь добавился седьмой. Правда, со скрипом и под треск помех.
Губернатор Флориды Рон Десантис так хотел объявить о старте своей кампании с цифровой трибуны, а Илон Маск так хотел эту трибуну ему подставить, что когда стены виртуальной комнаты в Twitter Space, куда набилось 600 тысяч человек, рухнули, то накрыло всех сразу.
Потом Маск долго и путанно объяснял, что все дело в количестве подписчиков. У него их 140 миллионов, перегруз. Но фабрику мемов, молотившую в три смены, было уже не остановить. Тут же вспомнили, сколько у миллиардера еще было неудачных стартов.
Проснулся даже Байден. В его аккаунте выложили издевательский твит с надписью "эта ссылка работает".
"Чтобы достучаться до ключевых своих избирателей, Twitter – это не то место. Там только леваки и журналисты, а избиратели ключевых штатов не там. Простите, но вы ошиблись. Это не самый лучший способ. А если вы запустили кампанию под девизом "Я лучше, чем президент Трамп", то лучшим надо быть с самого старта. Объявление о выдвижении – это самый большой день, провалить который значит упустить огромную возможность", – говорит телеведущий Шон Спайсер.
У Дональда Трампа, кстати, пошутили смешнее всего. С помощью технологии дипфейк там создали пародию на нашумевшую комнату и населили ее фальшивыми гостями с голосами, что не отличишь от настоящих. Получалось, что выдвижения Десантиса ждали всякие злодеи: бывший вице-президент Дик Чейни, Адольф Гитлер, дьявол и какой-то аноним из ФБР.
В общем, реальное выступление Десантиса во всем этом цирке потонуло.
"Аудитория была действительно огромная, самая большая за все время, она обвалила пространство "Твиттера". Мы были переполнены энтузиазмом, особенно по поводу будущего нашей страны. Я баллотируюсь, чтобы возглавить великое возвращение страны, которая идет не туда", – сказал Десантис в эфире Fox News.
Началось американское возвращение Деcантиса с неплохого кешбэка. Он собрал больше 8 миллионов долларов за первые 24 часа после объявления о своем участии в президентской гонке-2024.
Деньги к деньгам: общий бюджет кампании Десантиса – почти 120 миллионов, больше, чем у Трампа. Но по рейтингам все ровно наоборот: 54 процента поддержки – у республиканского кандидата номер один и только 24 – у кандидата номер два. В гольфе такое называется hole-in-one: в лунку с первого раза.
"Думаю, что он очень неблагонадежный человек. Он был почти трупом и искал работу, я поддержал его. И его рейтинг тут же взлетел до 30 пунктов. Он ненадежный, но меня это не волнует. Только сегодня пришли опросы из Айовы, и я лидирую, опережая его на 30 или 40 пунктов. Меня и это мало волнует. У него нет стержня. Если у тебя нет характера, то политика становиться тяжелым бизнесом", – высказался Трамп о своем сопернике.
"Десантису требуется трансплантация личности" – это любимая шутка Трампа про губернатора Флориды, жителем которой бывший президент сам является. Не харизматичного, но деятельного Десантиса там любят, например, за то, что не прихлопнул всю экономику в ковид.
"Он подписал запрет на трансгендерно-ориентированное лечение для детей, ограничения для пользования раздевалками и запрет на школьные уроки по гендерному самоопределению и сексуальной ориентации. Так же ввел запрет на расистские образовательные программы против чернокожих и ввел запрет на аборты после 6 недель", – перечисляют заслуги Десантиса на американском телевидении.
С абортами губернатор, правда, перегнул, как и с войной против Диснейленда. Человек, изгоняющий Микки Мауса – не самый выигрышный в американской политике образ, как ни крути. В итоге проект, который обещал Флориде две тысячи новых рабочих мест и 1 миллиард долларов, сорвался, а друзей у Десантиса не прибавилось.
"Посмотрите на то, как он говорит, как жестикулирует, на то, как он изменил свою политику по отношению к Украине и России. Все это копирование Трампа", – указала политик-республиканец Никки Хейли.
Вот тот самый фрагмент про Украину. На вопросы, которые рассылал телеведущий Такер Карлсон, тогда отвечали все республиканские кандидаты – и Трамп, и Хейли, и Десантис.
"Мы спросили потенциальных кандидатов в президенты от республиканской партии об Украине. Десантис категорически против той позиции, которую заняли большинство республиканцев в Вашингтоне по отношению к Украине. Вот его цитата: "У США есть много жизненно важных национальных интересов, такие как защита границ, преодоление кризиса боеготовности вооруженных сил. Дальнейшее втягивание в территориальный спор между Украиной и Россией не входит в число этих интересов", – приводит слова политика Карлсон.
От этих слов Десантису вскоре пришлось откреститься. Объяснили, надавили. Сейчас он высказывается намного более осторожно: "По поводу того, что происходит в Восточной Европе. Я точно хочу, чтобы там все уладилось. Эскалации войны я не хочу. Но я точно не хочу и того, чтобы США и наша армия влезали в войну в России или на Украине".
Все как-то обтекаемо, как-то не прямолинейно. Для трамповского актива, привыкшего к ярким эмоциям лидера, этот амбициозный дублер явно вяловат. Вот и отвечая на вопрос про помилование тех, кого осудили за штурм Капитолия, Десантис начал вилять.
– Как вы думаете, осужденные за штурм 6 января заслуживают пересмотра их дел президентом-республиканцем?
– Мы раскроем все случаи того, к каким методам сетевое правительство прибегало в борьбе с нежелательными группами, и обратимся за судебной помощью. Я скажу так: любой пример предвзятого отношения по политическим мотивам будет рассмотрен отдельно.
Именно прямолинейности от любого президента-республиканца будет ждать Ричард Барнетт по прозвищу Биго. На днях его приговорили к четырем с половиной годам тюрьмы. 6 января он был в толпе, штурмовавшей Капитолий. Петляя по коридорам Конгресса, 60-летний мужчина добрался до кабинета спикера. Его фото с ногами на рабочем столе Нэнси Пелоси стало одной из самых известных фотографий того дня. Барнетта взяли через трое суток, в камере он провел сто дней. Еще в самом начале процесса в интервью "Вестям недели" он жаловался на то, как с ним и такими, как он, обходятся за решеткой.
"Я как-то проснулся в центре содержания, рано встал. И другой патриот пришел ко мне и сказал: что-то произошло с моим другом из соседней камеры. Скорее всего он потерял сознание и упал, ударившись головой. Он не узнал себя в зеркале. Его лицо было похоже на говяжий фарш. С тех пор он ослеп на один глаз и падает в обморок каждый день", – рассказал Барнетт.
Ричард Барнетт собирается подавать апелляцию и ждать лучших времен, которых вряд ли скоро дождется Стюарт Роудс. Он первый, кого по делу 6 января признали виновным в подстрекательстве к мятежу и применение силы с целью свержения федерального правительства. И надолго посадили.
"Основатель военизированной группировки "Хранители клятвы" отправлен в тюрьму на 18 лет. Это самый строгий приговор из участников событий 6 января. Стюарт Роуз обвинен в заговоре и ряде других преступлений, а перед судьей он заявил: "Мое преступление заключается в том, что я противостоял тем, кто уничтожает нашу страну", – передает CBS.
Для адвоката, выпускника Йеля и бывшего десантника прокуратура просила 25 лет тюрьмы. В последнем слове Роудс заявил, что политическим заключенным себя не считает. Разоблачать преступный режим он пообещал из тюремной камеры. Прицепом по делу прошли и другие участники штурма Капитолия. Численность "Хранителей клятвы" – 30 тысяч человек.
Суровый приговор Роудсу и его соратникам, среди которых немало бывших военных, посылает сразу несколько сигналов: Американским силовикам – чтобы помнили, какую сторону выбирать; Трампистам – чтобы понимали, что до них всегда доберутся; самому Трампу – чтобы не делал резких движений.