Во-первых, Банк России увеличил в 4 раза блокировку – до более 756 тыс. мошеннических телефонных номеров. Это рекорд с момента начала такой работы в 2019 году.
Во-вторых, количество краж снизилось и благодаря рекомендациям ЦБ РФ банкам временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетом лицам, информация о которых содержится в базе "ФинЦЕРТ" (Центр взаимодействия и реагирования департамента информационной безопасности ЦБ РФ).
"Несмотря на активное развитие новых дистанционных платежных сервисов и рост объема денежных переводов (на 39%, до 1458,6 трлн рублей), размер ущерба от действий кибермошенников вырос незначительно — на 4,29%, до 14,2 млрд рублей", – отмечает регулятор.
Больше всего краж совершается при оплате товаров и услуг в интернете, совершении банковских онлайн-операций (мобильный и интернет-банкинг). Больше всего потерь было в дистанционном банковском обслуживании – 9,3 млрд рублей. Мошенники, выманивая у клиентов персональные данные, получают доступ к сервисам, не только списывают деньги со счетов, но и оформляют кредиты на имена пострадавших.
В 2022 году при таких схемах обмана банки вернули клиентам меньше похищенных средств, чем годом ранее, — 618,4 млн рублей, или 4,4% от всего объема краж. "Такой уровень возмещения объясняется сохранением высокой доли социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные", – пояснили в ЦБ РФ. Кроме того, в 2022 году мошенники активно использовали для хищения денег социальные сети и мобильные приложения.
Ранее ЦБ РФ предупредил о новой схеме мошенников – теперь они при телефонном разговоре не только представляются сотрудниками правоохранительных органов, но и присылают через мессенджеры фото "документа" о проведении оперативно-разыскных мероприятий якобы "по поручению Центрального банка".