Типичные двойные стандарты – случись такое в России, так все СМИ на западе кричали бы о "зверствах правоохранителей", а в Германии – "это другое", все в рамках закона.
Дубинки, слезоточивый газ, массовые задержания, уголовные дела. Протестующие утверждают, что полицейские избивали всех без разбора. Медики, которые работали на акции, рассказывали, что к ним за помощью обращались люди со сломанными руками и сломанными носами. В министерстве внутренних дел земли Северный Рейн-Вестфалия эту информацию отрицают. Говорят, никто не пострадал, а полиция действовала, цитата, "высокопрофессионально".
Последнее утверждение, правда, сильно контрастирует с кадрами, на которых сотрудники, пытавшиеся разогнать демонстрантов, увязли в раскисшей после дождя земле. В беспомощных полицейских из толпы полетели куски грязи. Те, кто пытался вытащить своих коллег из месива, тоже не могли удержаться на ногах. Вишенкой на торте стал эпизод, когда некий активист в костюме монаха толкнул застрявшего в грунте полицейского, и тот плашмя упал на землю. В итоге перепачканные блюстители порядка были вынуждены ретироваться на четвереньках под свист и крики толпы.
На акции протеста засветилась и Грета Тунберг. Шведка произнесла перед толпой дежурные фразы о грядущей глобальной катастрофе, раздала интервью прессе, а потом встала плечом к плечу с протестующими. На этот раз со знаменитой экоактивисткой церемониться не стали и в прямом смысле слова унесли ее с поля брани.
Но это все детали. Ясно одно – повестка в Германии сменилась. Влиятельные немецкие политики и бизнесмены больше не собираются слушать нравоучений молодой шведки. Когда это было выгодно, Тунберг можно было использовать в политических и экономических целях, а когда в Европе тотальный энергетический голод, уже не до экологических сентенций.
"Здесь уже идет речь не столько об экологическом будущем, а просто о будущем Германии. И это будущее нужно спасать любыми даже самыми не экологическими методами. Поэтому немецкие власти и пошли на такого рода фактически скандальный пересмотр своих же приоритетов, которые выдвигались десятилетиями", – считает декан факультета социальных наук, профессор, кандидат политических наук Александр Шатилов.
Лютцерат – это небольшая коммуна в немецкой земле Северный Рейн-Вестфалия, находится где-то посередине между Аахеном и Дюссельдорфом. По сути – маленькая деревня. Но именно она стала центром протестов против расширения карьера Гарцвайлер. В этом районе залегают большие запасы бурого угля, которые оцениваются почти в полтора миллиарда тонн. Энергетическая компания RWE планирует извлечь более 600 миллионов тонн открытым способом, а для этого необходимо полностью разрушить несколько деревень, в том числе Лютцерат. В перспективе, после завершения разработки угля, на месте карьера появится гигантское озеро.
Споры вокруг добычи угля в бассейне Гарцвайлер идут в Германии давно. Еще в 2013 году Федеральный конституционный суд одобрил расширение карьера и, соответственно, разрешил выселение жителей с этих территорий. Многие деревни в округе уже опустели, а вот Лютцерат превратился в оплот экоактивистов. Они стали съезжаться туда со всей страны, заселили пустующие фермы и соорудили себе домики на деревьях, чтобы их сложнее было оттуда достать.
Но ничего не помогло – полиция на этой неделе отчиталась: Лютцерат полностью зачищен от протестующих, дома можно сносить. А потом – спокойно расширять карьер.
И вот что мы имеем в итоге: отказавшись от российского газа, Германия плотно подсаживается на "угольную иглу". В 2022 году доля каменного угля в общем энергобалансе страны выросла почти до 10% от общего объема. Спрос на антрацит на угольных электростанциях увеличился на 16%, до 43 миллионов тонн. Импорт угля тоже подрос на 12% и составил 30 миллионов тонн.
"На самом деле, мы видим, что все экономическое благополучие Европы во многом было дутым и построенным на поставке дешевых энергоносителей из России. И как только эта практика была закончена, сразу все это европейское экономическое чудо начало проседать", – отмечает Шатилов.
Примечательно, что немецкая партия "зеленых" шла на выборы с обещанием не сносить никакие населённые пункты ради расширения добычи угля. Однако прошлой осенью Хабэк и Нойбауэр договорились с руководством RWE о сносе Лютцерата. А что поделать – нужен уголь. Вот такой вот "зеленый переход".