"За девять месяцев этого года "Очаково" уплатило в бюджет около 5 млрд руб. При сохранении объемов продаж в целом за 2022 г. заплатим в бюджет около 7 млрд руб. в виде налогов.
Если из-за введения обязательной цифровой маркировки пива мы вынуждены будем сократить свое производство пива на 20%, то выпадающие потери налоговых платежей только от "Очаково" составят около 1,4 млрд руб.", – отметил Антонов.
По оценке "Очаково", расходы компании на закупку и установку импортного оборудования для цифровой маркировки пива могут составить не менее 640-650 млн руб., что сопоставимо со стоимостью двух новых линий розлива.
Введение обязательной маркировки питьевой воды вынудило "Очаково" прекратить производство этой продукции.
Между тем перенос сроков маркировки пива на один-два года не решит проблемы пивоваренной отрасли.
"Единственное разумное решение – отказ от маркировки и возвращение к идее распространения ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – прим. ред.) на кассу, в розничную торговлю пивом. Любой иной вариант – это угроза и отрасли, и технологическому суверенитету страны, ведь оборудование для маркировки производится в основном в странах, являющихся недружественными по отношению к России", – отметил Антонов.
В состав "Очаково" входят десять предприятий, построенных без участия иностранного капитала. Работают комбинаты в Москве, Краснодаре, Пензе и Тюмени, солодовня, винодельня, сельскохозяйственные предприятия. Собственные сельхозугодия позволяют выращивать зерновые для солода и виноград.
В России с 1 апреля 2021 г. по 28 февраля 2023 г. проходит эксперимент по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и некоторых видов слабоалкогольных напитков.
Обязательную маркировку могут ввести с 1 октября 2023 г. для пива в стеклянных и пластиковых бутылках, а с 15 января 2024 г. – для пива в алюминиевых банках, с 1 апреля 2023 г. – для пива в кегах.
По данным НИУ ВШЭ, доля незаконного оборота пива на рынке превышает 16%, а потери бюджета – 30 млрд руб. в год. Если убрать незаконное пиво с рынка, то законные производители могли бы нарастить производство и получать дополнительно 5-7 млрд руб. в год.
Между тем 10% организаций, годовая мощность которых составляет менее 300 тыс. декалитров в год, работают зачастую в нелегальном поле.
Маркировка и ЕГАИС помогут решить проблему теневого оборота, причем без привлечения бюджетных средств. При этом маркировка не скажется на ценах и объемах производства. По подсчетам НИФИ Минфина, введение маркировки поднимет цену единицы продукции всего на 65 коп., что не сильно скажется на потребителях.