После атаки на корабли Черноморского флота и гражданские суда, задействованные в обеспечении безопасности зернового коридора, Россия приостановила свое участие в зерновой сделке.
Поставки украинских грузов через Черное море завершаются. Судовладельцы еженедельно страховали грузы и суда по требованиям банков – на случай повреждения, потери во время войны. Теперь эти военные страховки заканчиваются.
"Три представителя отрасли сообщили о повышении ставки по военному страхованию судов, которая в понедельник составляла 1% от стоимости судна, а вчера выросла до 1,5%, и предупредили, что маловероятно новое страхование", – отмечает Dünya.
По данным газеты Yeni Şafak, по "зерновому коридору" нет новых выходов судов из украинских портов, а вышедшие ранее суда продолжат путь и смогут разгрузиться.
Зерновая сделка была подписана в Стамбуле 22 июля. Это два взаимосвязанных документа по решению проблем поставок российского и украинского продовольствия и удобрений на мировые рынки. Россия готова была довести поставки продовольствия беднейшим странам до 50 миллионов тонн зерна. Однако российские поставки зерна и российских удобрений всячески блокировались. Удалось направить в страны Африки и Азии только 10 миллионов тонн зерна.
29 октября бухта Севастополя была атакована девятью воздушными беспилотниками и семью морскими беспилотниками. Незначительные повреждения получило бонновое ограждение бухты Южная и один российский тральщик.
Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев отметил, что до 100% грузов с Украины по зерновой сделке получали страны Евросоюза. Это прежде всего Италия, Испания и Нидерланды. По рапсу, по кукурузе, по соевым бобам доля стран ЕС составляет от 60% до 100%, подчеркнул он.
Это вовсе не те государства, которые реально испытывают острую потребность в продовольствии, заявил Дмитрий Патрушев в эфире телеканала "Россия 24". "Зерновая сделка, к большому сожалению, не только не решила проблемы нуждающихся стран, но и даже в каком-то смысле усугубила их", – констатировал российский министр сельского хозяйства.
За нарушения при исполнении зерновой сделки были задержаны более семи десятков судов. Часть из них за систематические нарушения и несоблюдение правил судоходства в морском коридоре и контрабанду в специально оборудованных тайниках от участия в программе были отстранены. Кроме того, в стамбульском порту искусственно создается большое скопление кораблей для давления на российских экспертов, чтобы ослабить контроль и искусственно ускорить процедуры проверки.