Владимир Путин увел Россию с тупикового пути развития и глобального отставания – российский президент поставил цель достижения углеродной нейтральности и технологического рывка, заявил на Гайдаровском форуме специальный представитель президента по связям с международными организациями Анатолий Чубайс. Например, в России уже бум развития водородной энергетики. Россия к 2030 году может получать до 40 миллиардов долларов от продажи водорода.
Все страны по мере своих возможностей проводят энергетический переход, внедряют зеленую энергетику, новые энергосберегающие технологи.
Россия была на развилке, выбирая одну из двух стратегий – игнорирование энергоперехода или все-таки пересмотр энергосистемы с учетом энергоперехода с максимальным использованием существующих преимуществ.
"Первая стратегия, если уйти от дипломатии, называется тупой, а вторая — smart strategy ("умная стратегия" – ред.)", – отметил Чубайс. По его словам, в России "были очень влиятельные силы, которые категорически настаивали на первой стратегии".
"Точку поставил президент России Путин Владимир Владимирович, который ясно сказал в октябре прошлого года: Россия принимает целеполагание в виде углеродной нейтральности не позже чем 2060 год", — заявил Чубайс. По оценке Чубайса, Россия, выбрав "тупой" путь развития, через 20-30 лет Россия была такой же, как страна без интернета.
Сократить выбросы парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года, а также разработать Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года Путин поручил в ноябре 2020 года в рамках реализации Парижского соглашения. При этом правительству следует обеспечить создание условий для сокращения таких выбросов, а также увеличения их поглощения.
Тема углеродного регулирования стала особенно актуально после планов Евросоюза по введению трансграничного углеродного сбора. К 2030 году потенциальные потери российского экспорта от его действия могут составить до 50 миллиардов евро. В основном они могут затронуть металлургию, угольную промышленность и нефтегазовую отрасль. Сгладить негативный эффект от углеродного налога возможно. Для этого Россия должна добиться того, чтобы при расчете суммы сбора учитывался углерод, поглощенный российскими лесами. При этом параллельно необходимо развивать систему учета выбросов и торговли углеродными единицами.