Экологичность упаковки становится фактором, который влияет на выбор покупателями товаров и даже магазинов. Об этом свидетельствуют результаты глобального исследования компании Ipsos. В 2019 году она проводила онлайн-опросы в 28 странах.
Согласно данным исследования, 31% опрошенных в России потребителей готовы отказаться от товаров в упаковке, если ее нельзя переработать. Немногие готовы пойти дальше и перестать совершать покупки в магазинах, которые продают много товаров в такой упаковке, — об этом заявили 7% опрошенных россиян.
Холдинг Romir также провел исследование в 2019 году совместно с "План Б" и Центром устойчивого развития Московской школы управления "Сколково" и выяснил, что 37% россиян с высокой вероятностью выберут товары и услуги "ответственных производителей" при сопоставимой стоимости.
При этом российские производители, чьи товары и продукты наиболее востребованы сейчас в стране, активно переходят на экологически чистое производство, перерабатываемую и более экологичную упаковку. Таким образом, сформировался и активно развивается тренд на экотовары российского производства.
Развитию позитивного тренда способствовало много факторов – тут, безусловно, есть и общемировая обеспокоенность изменениями климата на планете, и мода на осознанность в социуме. Государство также на законодательном уровне поддерживает заботу об экологии. Так, например, был введен экологический сбор (статья 24.5 закона №89‐ФЗ); разработан ГОСТ на биоразлагаемую упаковку; принят федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, закрепляющий раздельный сбор твердых бытовых отходов. А с 1 января 2019 года в России началась мусорная реформа.
Согласно данным исследования экспертно-аналитического центра Института экологии НИУ ВШЭ, проведенного в 2019 году, 94% россиян считают проблему загрязнения окружающей среды острой. Еще 5% признают, что она есть, но считают ее неважной, а 1% респондентов полагают, что в их регионе такой проблемы нет. Больше всего граждане недовольны мусорными свалками: 83% опрошенных оценивают ситуацию вокруг полигонов ТБО как "плохую" и "критически плохую". При этом по степени влияния на здоровье свалки поставили на третье место.
В стране постепенно формируется культура сбора и переработки пластика у населения. В Москве, по данным 2020 года, объем сбора полимеров и стекла для вторичной переработки увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом — до 855 тысяч тонн. По мнению экспертов, объемы раздельного сбора мусора в последующие годы будут расти не только в столичных городах, но и по всей стране, благодаря доступности специальных контейнеров, а также повышению сознательности и социальной ответственности населения в вопросах загрязнения окружающей среды.
Ретейл также не остается в стороне – сетевые магазины запускают новые виды упаковки, а также предоставляют возможность потребителям использовать многоразовую тару. Так, в Москве успешно работает Zero Waste Shop 0+ — это один из первых столичных магазинов без упаковки. Здесь можно найти много продуктов на развес, включая крупы, специи и орехи. Товар закупают у поставщиков, которые не используют удобрения и гербициды. Такие продукты как мед, гранола, хлопья, шоколад и печенье покупают у маленьких российских производств.
Помимо продуктов в ассортименте есть косметика и товары для дома. Например, твердые шампуни, зубной порошок, губки из люфы и свечи из натурального пчелиного воска. В магазинах сети "Детский мир" Москвы и Московской области продаются товары в эко-пакетах, оформленных в фирменной стилистике бренда, изготовленных из экологически чистого материала, который не наносит вреда окружающей среде при разложении и легко утилизируются.
Х5 Group к 2023 году рассчитывает увеличить до 95% долю перерабатываемых твердых отходов в операционных процессах. При этом не менее половины продукции собственных торговых марок (СТМ) будет выпускаться в более экологичной упаковке. Одновременно компания планирует снизить коэффициент образования отходов в магазинах сети.
Запускаются российские "зеленые" стартапы, производящие экотовары, на которые постоянно растет спрос. Например, компания GEOVITA, основанная в 2012 году в Санкт-Петербурге, производит посуду и упаковку из сахарного тростника, бумаги, кукурузного крахмала, пальмового листа и пшеничной соломы и успешно поставляет их в кафе и рестораны по всей стране.
Именно российское подразделение компании Unilever вместе с российскими компаниями-производителями гибких материалов "Данафлекс-НАНО" и "Авангард" разработали упаковку, все слои которой состоят из одного материала – полипропилена. Новая версия многослойной упаковки не будет содержать алюминиевый слой и при этом сохранит полезные качества косметического средства на протяжении всего срока годности. При утилизации вторсырья упаковка маски может быть переработана, а основа ткани маски разложится в почве за 30 дней – таким образом, жизненный цикл продукции будет соответствовать концепции циркулярной экономики.
Сейчас в России есть упаковочные материалы для самых разных товаров, даже для свежих овощей и фруктов, которые делают из переработанного пластика, например, сетки-мешки, лотки для ягод и томатов черри, а также полиэтиленовые пленки для упаковки в флоупак. Агропроизводители охотно интересуются такой упаковкой. Пока эта упаковка из переработанного материала чаще доступна для фасовки продуктов премиум-сегмента, где цена не становится преградой для производителя.
К таким премиум-продуктам относится вода, выпускаемая под брендом Legend of Baikal. Воду добывают с глубины 400 метров, из реликтового слоя. Это так называемая "линза Байкала". Глубина добычи воды обеспечивает ее особые природные свойства – естественное высокое насыщение кислородом, мягкую минерализацию. Вода обладает свойствами легкой, то есть талой, ледниковой воды. Запатентованная технология способа получения воды обеспечивает ее стабильное качество, так как слои озера Байкал, из которых происходит добыча, не подвержены влиянию внешних воздействий. Она проходит бережную очистку и разливается непосредственно на берегу озера.
"Байкал Аква" – одно из немногих предприятий, получивших официальное разрешение на добычу воды непосредственно из озера Байкал.
Это экологически ответственное производство – максимальное внимание уделяется сохранению экосистемы и поддержке чистоты заповедной территории озера. Поэтому вода добывается естественным образом.
Байкальский регион — это территория заповедников. Компания "Байкал Аква" – ответственный производитель и занимает проактивную позицию в отношении сохранения природы, тщательно следит за качеством и составом воды в Байкале. Компания занимается проведением исследований свойств, структуры и влияния питьевой воды из озера на качество жизни человека. Участвует в проектах по защите озера от негативных внешних воздействий окружающей среды.
Следуя современным тенденциям, в ближайшее время компания планирует начать реализацию проекта по переходу на экологичную тару. Уже сейчас часть ассортимента выпускается в экоупаковке – стеклянная бутылка и алюминиевая банка, в производстве которой используется алюминий с низким углеродным следом Allow. Расскажем о нем поподробнее.
Производителям алюминия в России удалось, благодаря доступной сибирской гидроэнергетике, а также мероприятиям по снижению выбросов парниковых газов, значительно сократить углеродный след энергоемкого производства алюминия. При производстве алюминия в России на 90% используется возобновляемая энергия сибирских ГЭС, что позволяет сократить углеродный след в четыре раза – с 80% до 20%. Это в разы ниже уровня выбросов газов, выделяемых при производстве металла с использованием угольной генерации, или меньше половины от уровня выбросов на заводах, получающих энергию от ТЭС.
Сегодня вода под брендом Legend of Baikal пользуется высоким спросом в России, Монголии, Китае, Корее, Арабских Эмиратах, Вьетнаме. Высокое качество продукции признано мировыми исследовательскими институтами.
На правах рекламы