Введение обязательной маркировки позволило замедлить рост цен на молочные товары, отмечает "Высшая школа экономики" (ВШЭ).
До введения маркировки мороженое подорожало в марте-июне на 3,5%, после введения маркировки (июнь-сентябрь) рост цен замедлился до 3,2%. Сыр подорожал на 0,9% и 0,7% соответственно.
При этом цены на молочные товары, на которые не распространяется требование об обязательной маркировке, росли быстрее.
В частности, сливочное масло подорожало в марте-сентябре на 1,4%, сметана – на 3,4%, творог – на 3,3%.
"Маркировка приводит к снижению стоимости или замедлению динамики роста цен на продукцию за счет обеления рынка и снижения волатильности цен, зависимой от оборота незаконной продукции, цены на которую не поддаются контролю", – отмечает ВШЭ.
Рост цен на молочные товары связан, в первую очередь, с удорожанием сырья, упаковки, импортных ветеринарных лекарств, электроэнергии и падением курса рубля.
Кроме того, цены на молоко и масло растут из-за снижения урожайности кормовых культур.
Обязательная маркировка сыров и мороженого введена с 1 июня 2021 г. С 1 сентября начался второй этап маркировки молочных товаров со сроком годности более 40 дней.
Для фермеров, которые торгуют напрямую или через розницу, маркировка молочных товаров станет обязательной с 1 декабря 2022 г.
К 2024 г. в России создадут единую систему маркировки и отслеживания товаров. Оператором системы выступает Центр развития перспективных технологий, созданный на основе государственно-частного партнерства.