Россияне стали экономить во время пандемии. Об этом свидетельствует удвоение продаж на интернет-барахолках, где часто продаются и новые вещи, от которых избавляются владельцы по разным причинам – нужны срочно деньги, вещи не подошли по размеру, или были доставлены из-за рубежа для перепродажи.
Продажи на российских интернет-площадках между частными лицами выросли в 1,9 раза за 2020 год до 1,1 триллиона рублей – неорганизованный рынок конкурирует с продажами интернет-магазинов, заняв половину российского интернет-рынка, а количество сделок выросло на 70% более чем до 301 миллиона, сообщается в исследовании Data Insight. Но государство помогает в защите прав, только в случае организованной торговли, когда продавцом выступает компания. В остальных случаях сделки проводятся на собственный страх и риск.
Средний чек на интернет-барахолках вырос впервые за последние несколько лет: с 3,210-3,250 тысячи рублей в 2017-2019 годах до 3,530 тысяч рублей в 2020 году. Наиболее продаваемые товарные категории на этом рынке — "Электроника и бытовая техника" (24% сделок), "Одежда и обувь" (18%), "Детские товары" (17%).
Доля сделок с новыми товарами достигла 15% в общем количестве сделок. Выше всего доля сделок с покупкой новых товаров в категориях "Товары для красоты и здоровья" и "Аксессуары". Все больше продавцов продают за пределы своего населенного пункта. Доля тех, кто ограничен продажей в пределах своего города, снизилась с 2017 года с 72% до 53%, а доля продающих по всей России выросла с 7% с 2017 года до 16% в 2020-ом.
Доля продавцов, торгующих новыми товарами, которые были куплены для перепродажи, выросла в 1,5 раза до 12% в 2020 году. Доля продающих вещи, бывшие в употреблении, снижается: 80% продавцов в 2017 году, 70% в 2019 году и 66% в 2020 году. Удвоилась доля продавцов (10%), для которых сделки на интернет-барахолках стали основной или существенным источником дохода.
Суммарно россияне в 2020 году увеличили на 58,5% покупки в российских и зарубежных интернет-магазинах до рекордной суммы в 3,221 триллиона рублей, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Продажи в российских интернет-магазинах выросли на 44% до 2,7 триллиона рублей. Больше всего россияне в 2020 году купили товаров и продуктов в российских интернет-магазинах – 86% от всех покупок (в 2019 году доля была меньше – 71%), на трансграничную торговлю приходится лишь 14% (в 2019 году – 29%).
Чаще всего россияне покупали через интернет-магазины электронику и бытовую технику (28,2% от всех покупок), одежду и обувь (21%), продукты питания (10,2%), мебель и товары для дома (9,2%), товары для красоты и здоровья (5,6%).
Интернет-торговля больше всего распространена в Москве (24,7%), Московской области (8,3%), Санкт-Петербурге (7,5%), Свердловской области (2,5%), Ростовской области (2,3%), Татарстане (2,1%), Самарской и Нижегородской областях (по 1,9%), Красноярском крае (1,6%).
В общем объеме продаж розничного рынка России доля интернет-торговли в 2020 году составила 9,6%. Исторический максимум в 10,9% был зафиксирован в первом полугодии 2020 года во время пика ограничений карантина.