Сейчас водителям-дальнобойщикам крупные компании готовы платить в среднем около 150 тысяч рублей в месяц, но даже на такую зарплату люди практически не идут. В отрасли огромная нехватка кадров – по самым скромным оценкам, около 60 тысяч человек, а некоторые эксперты называют цифру в 150 тысяч.
"Авто-ПЭК" – один из крупнейших перевозчиков России за последние годы увеличил зарплату в два раза, чтобы привлечь людей. Сейчас в штате больше 2 тысяч дальнобойщиков. Компания даже оплачивает стажировку, помогает получить права всем желающим при условии, что водитель отработает полтора года. Само обучение длится около шести месяцев. Но так удается привлекать всего около 50 человек в год. Нужно намного больше.
"Можно сказать, если ко мне придет 500 человек, значит мы купим 500 фур, и они будут все загружены и будут работать. Стоит порядка 5-10 процентов (в разных филиалах по-разному) без водителя, отпускные машины, которые хотелось, чтобы работали. В любом случае, мы готовы принять любое количество народу", – говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор ООО "Авто-ПЭК".
Компания пытается удержать водителей и комфортными условиями. Грузовой автопарк постоянно обновляется. Александр Гуганов в профессии почти 18 лет. Пять месяцев ездит на новом авто китайского производства. Пробег 70 тысяч километров и ни одного замечания. Говорит, что качество сравнимо с лучшими европейскими моделями. Здесь есть и два спальных места, если надо будет ехать с напарником, и холодильник.
Но современный автопарк имеют далеко не все компании. По данным ассоциации "Грузавтотранс", средний возраст крупнотоннажного транспорта в стране 22 года. Все вопросы с поломкой машины в дороге приходится решать самим водителям-дальнобойщикам. Поэтому они стремятся выбирать маршруты покороче. Или уходить на работу, где предлагают перевозки внутри города.
"У нас серьезно развивается сервис "Озон", "Вайлдберис", курьерская доставка. И в принципе зарплату в 100 тысяч рублей можно зарабатывать курьером по городу, находясь с семьей, находясь постоянно дома, на небольших машинах зарабатывать. Это также такой фактор конкуренции", – объясняет Владимир Матягин, президент Национальной ассоциации "Грузавтотранс".
Дефицит кадров, по мнению отраслевых ассоциаций, превысил 20 процентов. Сегодня средний возраст водителей-дальнобойщиков больше 50 лет. При выборе профессии молодежь предпочитает другие варианты.
"Это достаточно сложная работа, надо много времени проводить – сутками, неделями. А есть другие варианты – служба по контракту, участие в восстановлении определенных регионов. Поэтому, скорее всего, дополнительные предложения сыграли роль в увеличении дефицита кадров в транспортной отрасли", – считает Глеб Белавин, заместитель генерального директора УК MLP.
Из-за нехватки водителей компаниям приходится поднимать тарифы на перевозки. За последние 4 года они выросли примерно на 80 процентов. Все это отражается и на цене продукта, который доставляют дальнобойщики. Как решить проблему с дефицитом кадров, будут обсуждать на отраслевой конференции, которая пройдет в сентябре в Москве. Сейчас специалисты готовят предложения.