5 вещей, которые воровали с машин в СССР

Alexander Porubin / CC BY-SA

Alexander Porubin / CC BY-SA
Викимедия

С приобретением автомобиля в Советском Союзе (по очереди и очень задорого) его счастливый обладатель автоматически попадал в категорию риска. Риска быть обворованным. Что же в основном крали с машин в СССР?

Угоняли машины в советские времена достаточно редко да и то в основном "Волги" (см. "Берегись автомобиля!"). Их можно было, перебив номера и перекрасив кузов, втридорога продать богатым жителям Кавказа или Средней Азии – Прибалтика, как в знаменитом фильме, все-таки была экзотикой (см. 10 советских способов борьбы с угоном). Зато с "Волг" практически никогда не снимали "детали" на продажу – разве что из озорства отвинчивали знаменитую фигурку оленя на радиаторе. Принадлежали эти машины чаще всего людям очень не простым и ночью стояли в теплых личных или государственных гаражах.

А вот автомобили людей попроще проводили ночи напролет во дворах под окнами, а потому являлись удобной добычей для мелких автоворишек. Впрочем, "раздеть" машину подчас не гнушались и такие же, не отягощенные совестью автомобилисты. В стране был тотальный дефицит, и какие-нибудь колпаки на колеса вполне могли стоить на черном рынке внушительную сумму. Не говоря уже о самих колесах!

Итак, Топ-5 того, что воровали с машин в СССР.

Дворники

Резиновые стеклоочистители, особенно импортные – это был, наверное, самый популярный объект кражи. Импортные (для "жигулей") были страшной редкостью и стоили рублей 10-15, отечественные же уходили по полтора рубля. Но – мелочь, а приятно – снять дворники не представляло никакого труда даже ребенку. Поэтому рачительные хозяева автомобилей на ночь (а подчас и при недолгой отлучке, например, в магазин) уносили их с собой: ведь "Оставленный дворник – чужой дворник!"

Такая бережливость имела и свою негативную сторону. Иногда автовладелец забывал надеть "резинку" и включал стеклоочистители, железные лапы которых царапали стекло – у многих машин на лобовухе были характерные полукруги. Поэтому в продаже у частников появились насадки с колесиками для забывчивых. Их, кстати, не воровали!

Зеркала

Зеркала заднего вида в салоне стали выносить позже, вместе с другим содержимым, а в 70-80-е популярностью пользовались боковики. "Срезать" наружные зеркала, конечно, было посложней, чем дворники, однако их тоже охотно прикарманивали для продажи на черном рынке.

Неприятность заключалась в том, что с инструментами на дело выходили лишь профессионалы, а те, кто просто "мимо проходил" подчас вырывали зеркала с мясом, уродуя стойки и крылья. Поэтому частники опять-таки придумали "противоядие" – так называемый "ласточкин хвост", на который можно было надеть зеркало и так же легко его снять, унося домой. Вместе с дворниками.

Ветровики

Поначалу вклеенных ветровых стекол у советских машин не было, а потому они были третьим предметом вожделения для желающих сравнительно легко обогатиться. Но умыкали ветровики уже в основном лишь настоящие жулики, оснащенные – все гениальное просто! – вантузами для прочистки засоров. Резинка присасывалась к стеклу и готово! Подчас за ночь профи мог "отчпокать" боковые стекла у всех машин во дворе. От такого метода некоторые умельцы ставили защиту в виде дополнительного крепежа – большой канцелярской кнопки, загнутой внутрь. Ведь стоил ветровик около 100 рублей и был дефицитом даже на черном рынке.

Колеса

Резину, особенно новую, купить просто так было нельзя – только по предварительной записи. А значит шины были одними из главных жертв автоворов. Верней, не шины, а целые колеса. Правда, повозиться с ними приходилось. На отвинчивание колеса у профессионала уходило минут 5-10, но самым выгодным было "раздеть" автомобиль на все четыре. Это занимало полночи – ведь обкрадываемую машину надо было еще "стабилизировать" для удобства свинчивания. А утром несчастный хозяин находил свою "ласточку" стоящей на кирпичах...

Комплект колес уходил гораздо дороже, а кроме того можно было продать отдельно диски и отдельно шины. Самая дешевая резина для "копейки" (ВАЗ-2101) стоила 60 рублей за штуку, а комплект выходил уже рублей под полтысячи. Поэтому уже в 70-е годы автоумельцы придумали "секретный болт" – один из четырех крепежей колеса имел выточенную вручную головку, отличающуюся от заводской. Но скоро многие профессиональные "раздевальщики" стали носить на дело целые наборы нестандартных ключей под нестандартные болты. И процесс пошел дальше.

Вскоре в моду вошли и декоративные колпаки на колеса, которые закрывали эти самые болты. Но они сразу стали головной болью для хозяев – они ничем не крепились, а потому их воровали на раз-два даже младенцы. Конечно, появились секретки и для них, но как-то это было уж чересчур – такие затраты не оправдывались.

Бензин

Казалось бы 10 копеек за литр (столько стоил Аи-93 в 70-е), но и топливо активно воровали, и это считалось выгодным для спекуляции. В нефтяном СССР то и дело случались бензиновые кризисы, и на заправках выстраивались длинные очереди, а на балконах автовладельцев стояли пожароопасные канистры с запасным топливом. Балконы то и дело горели, а бензин тем временим сливали прямо из баков.

"Жигули" были самыми беззащитными. Никаких ключей или запоров бензобака на них не было, вору достаточно было открутить крышку, засунуть в отверстие трубку, "отсосать" и сунуть шланг в канистру...

Защищались кто как мог: кто-то ставил тросик, цеплявшийся к лючку бензобака в багажнике, кто-то приваривал петли на крышку с навесным почтовым замочком, а кто-то заказывал у мастеров специальную защитную головку с ключом – настоящие пробки для "фиатов" с врезанными замками, которые подходили и к "жигулям", продавали только в магазинах "Березка". За чеки и валюту.

В салон в те времена проникали достаточно редко – наученные горьким опытом советские автовладельцы там просто ничего и никогда не оставляли. "Внутренние" кражи начались лишь в поздних 80-х, когда появились первые импортные встроенные магнитофоны.

Поначалу "музыка" была несъемной, ее вырывали с корнем и потом достаточно дорого продавали. Но промышляли такими вещами в основном хулиганы-подростки. Профессиональные же воры переквалифицировались на автоугоны – в стране появились иномарки, и мелочиться, "подрезая" какие-то там дворники или даже магнитолы, стало как-то несолидно...