Все производственные линии завода "Москвич" готовы, рабочие тоже – на низком старте. Какими будут новые "Москвичи"?
В сборочных цехах – полумрак, и может даже показаться, что пульс завода остановился. Обманчивое впечатление. Здесь поддерживают чистоту, тут куда-то спешат инженеры, мигают сотни светодиодов, а главное в воздухе – гул большого предприятия.
Ни одна конвейерная линия завода не то, что не разобрана, все станки, механизмы и аппараты даже полностью не обесточены и находятся в режиме ожидания. То есть "Москвич" в полной готовности к запуску нового производства.
А вот и рабочие – пока они в официальном трудовом отпуске. Но он заканчивается.
"Сейчас мы планируем выходить на работу. Приводить цех в нормальное состояние, вот, и готовиться к производству", – говорит заместитель начальника департамента сборки Вячеслав Алексеев.
В конце шестидесятых едва ли не половина всех "Москвичей" уходила на экспорт, в том числе в Англию, Бельгию, Голландию, Швецию и Данию.
Легендарные 408-й и 412-й под маркой "Москвич-Скальдия-Элита" попадали на обложки ведущих автожурналов с заголовками "Вы получаете больше, чем видите" и продавались под слоганом "Престиж. Элегантность. Долговечность. Безопасность". Реклама модели 2041 – классика того времени.
В Союзе "408-й" незазорен даже для "шефа" – "Запорожец" не соответствовал теневому статусу, "Волга" – официальному.
"Я по совету друзей решил приобрести автомобиль "Москвич" – новая модель", – хвастался герой фильма "Бриллиантовая рука".
Это последний автомобиль, сошедший с конвейера еще того, старого "Москвича". Модель 2142 "Князь Владимир", ныне музейная редкость – их произвели всего около полутора тысяч.
Пробег под четыреста тысяч, родной движок, просторный салон. В такие когда-то пытались посадить сотрудников московской мэрии.
Места тут, действительно, очень много, не в каждом современном автомобиле столько места есть.
Возврата к старым "Москвичам", конечно, не будет. Эти концепты пока не утверждены, но именно их представляют как примерный модельный ряд будущего производства. Кузовы всех форм – есть седан, хетчбек, два вида кроссоверов и универсал. До конвейера, возможно, дойдут не все и не в таком виде.
Но направление конструкторской мысли – понятно. А направление развития задал президент страны.
"Это вызов непростой. Нужно, конечно, стремиться не к импортозамещению, а к приобретению новых своих собственных, передовых и перспективных технологий. У нас база есть хорошая. Все можно сделать! Вся страна ждет результатов вашей работы", – отметил президент России Владимир Путин.
В новую, уже третью, после советской и французской жизнь "Москвич" идет без долгов – после "Рено" их было почти семьсот миллионов, государство все погасило с амбициозными планами.
"На первом этапе будем заниматься крупно-узловой сборкой машин из дружественных нам стран. На втором этапе более глубокая локализация этого производства. Ну и параллельно этим процессам, прямо не дожидаясь каких-то первых итогов, с сегодняшнего дня начинаем работать над созданием собственной платформы электромобиля под названием "Москвич", – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
Программа максимум – разработка и производство собственных ключевых узлов и агрегатов автомобиля: двигателей, систем безопасности, ходовой части. Коллектив завода к такой работе готов.
"Коллектив настолько универсален, он поставил на производство большое количество автомобилей различных версий, начиная от простой отверточной сборки, и заканчивая полной постановкой на производство", – пояснил руководитель службы по персоналу московского автомобильного завода "Москвич" Владимир Шкунов.
Первые шестьсот автомобилей на заводе обещают выпустить уже до конца этого года. А в следующем по планам с конвейера должно сойти не менее пятидесяти тысяч новых "Москвичей".