Дорожно-каретные происшествия бьют рекорды. В Суздале на этой неделе произошло сразу несколько ЧП с гужевыми повозками. Виновником одного из них считают замначальника местной полиции. Якобы он пьяный сел за руль, врезался в карету, а после удрал с места аварии. Как часто туристам приходится рисковать жизнью и кто отвечает за их безопасность в подобных конных прогулках? Неужели в сердце Золотого кольца России процветает нелегальный каретный бизнес?
На спецстоянке Суздаля необычный транспорт. Битая Chevrolet Niva и искореженная карета. Это последствия громкого ДТП, в результате которого пострадали пять человек. Из-за забора на разбитую повозку с грустью смотрит ее бывший извозчик Артур Платов. Он шесть лет катал туристов по городу-музею, пока на него, в прямом смысле этого слова, не наехал подполковник полиции.
Эти кадры сняты сразу после ДТП. На обочине стоят люди, в сугробе остов кареты. Поодаль брошенная Niva. Ее водитель, тот самый полицейский, по словам очевидцев, позорно сбежал. Но местные журналисты быстро выяснили его личность. По их данным, виновником ДТП оказался заместитель начальника местного ОМВД Сергей Трифонов. Он, похоже, так спешил спасти собственную шкуру, что махнул рукой на пострадавших и даже не вызвал им скорую помощь.
"Я почувствовал сильнейший удар. Когда очнулся, увидел лошадь, кучера, детей, разбросанных по асфальту. В тот момент я крикнул ему, чтобы он вызвал скорую, но больше я этого человека не видел", — поделился пострадавший.
Туристы из Подмосковья получили серьезные травмы: сотрясение мозга, переломы, ушибы. Сейчас все они в столичных клиниках. Самый тяжелый пациент в НИИ Склифосовского. У него впереди несколько операций. Уж слишком сильный был удар. Очевидцы аварии говорят, что водитель гнал не меньше 80 километров при разрешенных в этом месте 40. Более того, он якобы был пьян. Но доказать это будет непросто. Полицейский Трифонов оказался на допросе у следователя лишь на следующий день, а первые официальные комментарии от местного управления МВД и вовсе появились только через три дня, после громкого общественного резонанса. В результате принято решение об увольнении должностного лица по отрицательным мотивам, сообщили в УМВД России по Владимирской области.
В день увольнения суд арестовал подполковника Трифонова. Полицейский не отвечал на вопросы журналистов. Произошедшее не комментируют и его непосредственные начальники, ни в Суздале, ни в областном центре, городе Владимире.
У начальника УМВД по Владимирской области Василия Кукушкина не нашлось времени на общение с нашей съемочной группой. Возможно, у него давняя нелюбовь к журналистам. С 2004 по 2011 год Кукушкин возглавлял управление внутренних дел по Костромской области. В то время там, в знаменитом селе Красное на Волге, процветал нелегальный ювелирный бизнес. Со всей России в небольшой поселок свозили ворованное золото, а местные подпольные мастера переплавляли его и делали украшения, в том числе под марками известных брендов. Наши коллеги из программы "Честный детектив" делали расследования о деятельности подпольных ювелиров.
Громкое разоблачение, похоже, никак не повлияло на карьеру Кукушкина. В 2016 году он возглавил УМВД по Владимирской области. В 2020-м местные СМИ поставили его на 11 место в списке самых влиятельных людей региона. Любопытно, повлияет ли на его карьеру громкая авария с участием подчиненного.
На уходящей неделе в Суздале произошло еще одно ЧП с туристами. Путешественница из Китая во время верховой прогулки упала с лошади. У девушки перелом ноги. Возможно, эти происшествия заставят местную полицию и администрацию внимательнее присмотреться к людям, которые оказывают услуги туристам.
Наша съемочная группа провела эксперимент. Мы заказали 15-минутную поездку с экскурсией. Извозчик Роберт взял с нас 2 тысячи рублей, но чек выдать отказался. У него нет ни кассового аппарата, ни вообще каких-либо бумаг. Пришлось звонить начальству.
Начальник кучера эффектно подкатил на черном Lexus. Папку с документами показал издалека. Остается лишь догадываться, какие именно бумаги в ней находились.
Мужчина на Lexus — местный предприниматель Владислав Ганичев. Несмотря на очевидную тягу ко всему красивому и блестящему, изнанка его бизнеса выглядит неприглядно. Владислав вместе со своей семьей живет в этом покосившемся доме. Здесь же у него своеобразная база. Грязные лошади тоскливо смотрят из-за забора. Мы так и не увидели ни конюшни, ни какого-либо сарая. Часть карет и саней стоят прямо на улице. Вокруг мусор, навоз, специфический запах. По нашим данным, ежедневно отсюда катать туристов выезжают 6 лошадей.
В итоге Ганичев все-таки показал нам документы — ветеринарную книжку для лошади и бейджик, положенный для извозчика. Бумаги оформлены на индивидуального предпринимателя Ольгу Валентиновну Коекину. Но вот незадача — это ИП ликвидировано еще в прошлом году .
Недалеко от Ганичева живут другие конезаводчики. Мать и дочь Юлия и Анастасия Фомины. Женщины жалуются, что нелегальные извозчики портят репутацию всего бизнеса.
Мать и дочь ведут свой семейный бизнес с 95 года. Их конюшню считают образцово-показательной. Фомины платят все налоги и отчисления, в том числе и специальные сборы за уборку города. Оплачивают услуги ветеринаров, закупают дорогие корма. 6 из 30 лошадей, которые содержатся на их конюшне, катают туристов. На маршруте кобыла Колибри, звезда конюшни.
Перед каждым выездом извозчик обязан проверить лошадь и карету. Гужевая повозка — полноценный участник дорожного движения. На ней должны быть габариты, фонари, исправный тормоз. Инспекторы ГИБДД проверяют такой транспорт, как и автомобили. Честные предприниматели теперь переживают, что после полицейского ДТП у них могут возникнуть проблемы в бизнесе. Мол, гаишники замучают проверками, но это все равно не спасет от нелегалов на дороге.
"Вызывает большое количество вопросов отсутствие чеков. В основном наличные или перевод на карту. Все эти операции уход как раз от того, чтобы показывать, какое количество денег они перевели, какое заработали. Большинство налоговых режимов создали таким образом, чтобы налог рассчитался из той суммы, которую человек зарабатывает", — отметил председатель общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты России Илья Зотов.
Чеки могли бы стать гарантией и для покрытия страховки в случае ЧП, а так выходит, что нелегалы не несут никакой ответственности за жизнь и здоровье туристов. Кроме того, налоги, от уплаты которых так усердно уклоняются некоторые каретные бизнесмены, могли бы пойти на ремонт дорог и зданий. На многих улицах города-музея ямы и огромные выбоины, а старинные дома разрушаются на глазах. Добросовестные коневоды готовы даже организовать собственную гильдию извозчиков. Предприниматели уверены в следующем: гужевые перевозки (визитная карточка Суздаля), должны стать безопасными, а деятельность перевозчиков прозрачной. Только вряд ли эти меры спасут от пьяных лихачей на дорогах. За громкую аварию подполковнику Трифонову теперь грозит серьезный срок.