Тема:

Автоликбез 2 месяца назад

Сдал на права и ездишь по наитию: к чему не готовят в автошколах

Зачастую начинающие водители на дороге забывают все, чему их учили в автошколе, потому что теория живет отдельно от практики. Перед экзаменами приходится учить массу билетов, но в жизни эти знания не очень-то помогают. Как изменить процесс обучения и проверки знаний, чтобы это было действительно полезно?

Тем, кто готовится к теоретическому экзамену в автошколе, нужно проштудировать сотни вопросов. Но на практике вся наука месяца через три забывается, и ты ездишь по наитию, признаются опытные водители. Забывается, потому что после экзаменов у начинающих автомобилистов в голове настоящий хаос. В автошколе обучали академическим знаниям, а на дорогах, оказывается, все совсем по-другому.

Будущему водителю на экзамене нужно ответить на 20 вопросов, но далеко не все они связаны именно с дорожной обстановкой. Есть и вот такие задачки: допускается ли применять шторки на заднем стекле легкового автомобиля? Знания, конечно, полезные, но они вряд ли помогут предотвратить ДТП. Вопросы о дорожных ситуациях, конечно, тоже есть, но некоторые из них лишь вносят смуту в неокрепшие умы молодых водителей. Расставлять все по своим местам приходится преподавателям.

"Мы едем по главной дороге, поэтому обгонять можно. Но всегда ученикам говорю: а вы сейчас видите впереди легковушку? Нет? А она там есть. Вот в билетах отвечаем – по главной дороге мы на перекрестке обгоняем, а в жизни никогда так не делаем", – рассказывает преподаватель автошколы Сергей Папава.

Да, именно по такой схеме и проходит подготовка водителей. Теория живет отдельно от практики. Поэтому эксперты считают, что система автоэкзаменов нуждается в модернизации.

"Человек как бы теоретически сдает экзамен, но когда выезжает на дорогу, он не может применить знания на практике, потому что происходит зазубривание элементарное", – полагает главный эксперт Национального экспертного центра подготовки водителей Александр Лыткин.

В XXI веке нужен интерактивный подход. По такому принципу водителей готовят в Великобритании и Австралии. Там сдают тест на восприятие опасности: испытуемому показывают видео и предлагают несколько правильных ответов.

"Едет автомобиль и там нужно в нужный момент нажать левой кнопкой мыши или пробел на клавиатуре, когда опасная ситуация. И смотреть, сколько таких опасных ситуаций увидел водитель", – пояснил Сергей Папава.

В России тоже хотят изменить программу подготовки водителей. МВД обещают и новый теоретический экзамен. Но пока конкретных подробностей никто сообщить не готов. В любом случае, общество ждет обновление всей системы автообразования, а не просто новые картинки в билетах.