Авторынок вырос впервые с 2018 года. Новые прогнозы АЕБ и "АвтоВАЗа"

Глобальный кризис производства чипов и остановка конвейеров не помешали российскому автопрому увеличить продажи  впервые за три года.

Продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России в 2021 году выросли на 4,3% до 1,667 миллиона машин, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

В автосалонах очереди из-за глобального кризиса производства чипов и периодической остановки конвейеров. Кризис обострился в декабре, когда продажи упали на 20%, до 133,47 тысячи автомобилей.

Продажи в 2022 году вырастут на 3,3%, до 1,722 миллиона машин, прогнозируют в АЕБ. Рынок мог бы расти больше, но "все негативные факторы не будут устранены в течение основной части 2022 года", – заявил на брифинге глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

"АвтоВАЗ" прогнозирует рост российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в 2022 году на 4,2% до 1,75 миллиона машин после роста в 2021 году на 5% до 1,68 миллиона автомобилей.

Доля Lada Granta сократилась в 2021 году с 7,9% до 6,7% и модель впервые уступила лидерство. "АвтоВАЗ" остается крупнейшим автопроизводителем в России, но его доля рынка снизилась с 21,5% до 21% за год, следует из презентации компании. "АвтоВАЗ" выпускает модели Lada (Vesta, Xray, Largus, Granta, Niva) и Renault (Logan, Sandero).

Всему виной дефицит электронных комплектующих: конвейер атогиганта часто простаивал. Vesta стала лидером продаж "АвтоВАЗа": ее продажи выросли на 6% до 113,698 тысячи автомобилей. Продажи Vesta CNG Vesta, единственного в РФ серийного легкового автомобиля на компримированном газе, впервые выросли в 1,7 раза до 2,919 тысячи машин. К концу 2022 года Lada планирует запуск нового Largus CNG.

Granta впервые оказалась на втором месте: продажи когда-то самой популярной модели в РФ снизились на 12% до 111,430 тысячи машин. По итогам кризисного 2020 года первое место по-прежнему удерживала Granta с результатом 126,112 тысячи проданных автомобилей, а доля ее рынка выросла с 7,7% до 7,9%. На втором месте в 2020 году, как и в 2019 году, была Vesta (107,281 тысячи автомобилей, доля выросла с 6,3% до 6,7%).

На третьем месте по итогам 2021 года – Largus. Продано 39,541 тысячи пассажирских универсалов, а с учетом коммерческих версий продажи модели выросли до 50,114 тысячи. В 2020 году было продано 48,906 тысячи Largus, из них 11,740 тысячи – коммерческие модели.

На четвертом месте по итогам 2021 года оказалась Niva, на пятом – Legend.