45 лет назад было принято решение создать отечественный автомобиль "Ягуар". Нет, ничего общего с прославленной британской маркой он не имел. В 1976 на Ульяновском автозаводе начали разработку амфибии на основе классического "командирского" УАЗ-469.
Почему именно "Ягуар" – доподлинно неизвестно. Вроде бы, эти животные не особенно прославились повышенной проходимостью в болотах и на пересеченной местности. А новая УАЗовская модель должна была отличаться именно этими качествами – ведь ее разработку заказало Минобороны СССР для десантников, морпехов и других спецподразделений.
Новинке присвоили заводской индекс 3907 и начали эксперимент, который продлился целых 15 лет – с 1976-го по 1991-й год, когда СССР благополучно скончался. За это время было выпущено 14 опытных образцов "Ягуара". Амфибия могла преодолеть бездорожье и водные преграды имея 7 человек и 600 килограммов груза на борту.
УАЗовские специалисты придумали много оригинальных узлов, например лебедки с приводом от коробки передач или насосы, откачивающие лишнюю воду. Также "Ягуар" под полом гребные винты с коробкой отбора мощности, как на автокране. Рулями же при плавании служили передние колеса. Кузов был водоизмещающим – внутрь можно было попасть через две боковых дверцы, которые задраивались полностью герметично. А вот двигатель, трансмиссию и ходовую часть амфибия "украла" у обычного уазика.
"Ягуар", к сожалению, в серию так и не пошел, хотя был принят на вооружение Советской армии. Как отмечают специалисты, плавала эта машинка практически так же хорошо, как и ездила. Например, она успешно проплыла по Волге от Ульяновска аж до Астрахани и обратно.
Кстати, у "Ягуара" за все время разработки успел появиться и родственник, правда, из отряда пернатых. На базе УАЗ-3907 по заказу КГБ был создан УАЗ-39071 "Баклан". Это тоже амфибия, но с возможностью установки дополнительно – радиолокатора, ручного пулемета и других аксессуаров, необходимых для несения пограничной службы. Но это уж совсем раритет.