"Tesla просто закрылась бы, если бы ее машины шпионили в Китае, или какой-нибудь другой стране", — такое заявление сделал глава производителя электромобилей Илон Маск во время телемоста на Форуме развития Китая. Это был фактически ответ на ограничения, введенные китайскими властями на использование автомобилей Tesla.
Накануне стало известно, что Пекин запретил использовать этот современный транспорт военным, сотрудникам правительственных структур и стратегически важных госкомпаний. Кроме того на Tesla, как говорят, больше нельзя заезжать на территории военных баз и даже приближаться к ним. Ограничения объясняют соображениями безопасности – внешние камеры автомобилей, которые те используют в том числе для систем помощи водителю (своего рода облегченной версии автопилота) находятся постоянно во включенном режиме и могут передавать видео с засекреченных объектов на серверы в США вместе с их точными координатами.
Илон Маск все подозрения отмел, заявив, что для коммерческой компании слишком велики риски, и попытки участия в шпионаже будут стоить слишком дорого. Очевидно, особенно неприятно это было бы как раз в случае с Китаем, с которым США и без того находится в затяжном торгово-политическом конфликте.
При этом именно Китай — ключевой рынок для всех производителей электромобилей и для Tesla в особенности. Для компании Маска это треть всех мировых продаж, по данным Reuters, порядка 150 000 автомобилей в год. С другой стороны и опасения по поводу всевидящих и постоянно подключенных к сети автомобилей тоже можно понять. И если для самой Tesla шпионаж не выгоден, то в теории кто-то может использовать популярные электромобили в тёмную. В США как раз только что осудили хакеров за попытку взлома компьютерной сети Tesla.
Да и не только автомобилей всё это касается. Аналогичные опасения относительно утечки секретной информации высказывались в своё время применительно к Pokemon Go, игре в дополненной реальности, которая предполагает использование камеры смартфона с точной привязкой к географическим координатам места и фактически расположенным в этой местности объектам.
***
В США хотят запретить использование полицией боевых роботов. С такой инициативой выступил член городского совета Нью Йорка Бэн Каллос. И хотя речь идет не о всех роботах, а только об оснащенных теми или иными видами оружия, поводом для данной инициативы послужила недавняя спецоперация в Бронксе, где при освобождении заложников использовали робособаку от Boston Dynamics.
Робособака не была вооружена и выполняла роль разведчика, помогая спецназу оценить обстановку. Но ассоциации у законодателей вероятно какие-то возникли. И речь даже не о популярных фантастических антиутопиях, а о вполне реальных событиях – несколько лет назад американская полиция уже использовала заминированного робота, чтобы убить преступника, стрелявшего в полицейских из укрытия. Но там был относительно примитивный механизм, дистанционно управляемый сапёр. Теперь же речь уже о полноценных роботах, способных в некоторой степени к самостоятельному принятию тех или иных решений в зависимости от обстановки.
Правила Boston Dynamics, разработчика умных робособак, прямо запрещают использовать их совместно с каким-либо оружием. Но опасений это не отменяет. Хотя бы потому, что использование роботов там, где смертельно опасно находиться человеку (например, полицейскому) — это разумно. Кроме того, роботы лишены эмоций, то есть исключается элемент эмоционально-окрашенной полицейской жестокости.
Противники роботизации правоохранительных органов говорят, что дистанционно с помощью бездушных механизмов убивать, наоборот, будет морально проще. Они же указывают на то, что процесс роботизации полиции еще и крайне непрозрачен и понять, что именно и для каких целей закупают власти – невозможно. Та высокотехнологичная робособака, что использовалась в Бронксе, по документам — просто система слежения.