Корабли Северного флота впервые преодолели шесть арктических морей

Во вторник председатель Правительства Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по развитию Арктической зоны. Российская Арктика огромна и богата. Это 9 регионов, 20 тысяч километров морской границы и несметные запасы нефти, газа, титана, других полезных ископаемых. Арктика требует не только бережного отношения и защиты, но и дальнейшего обустройства и развития. Правительство ставит задачу сделать Русский Север инвестиционно привлекательным.

"По поручению руководителя государства мы реализуем механизмы для повышения предпринимательской активности, строим необходимую инфраструктуру, – заявил Михаил Мишустин. – Сейчас там действуют крупнейшая в мире свободная экономическая зона и три территории опережающего развития. При поддержке государства реализуется почти тысяча проектов с объемом инвестиций порядка 2 трлн рублей, и это только частные инвестиции. Создаются также десятки тысяч новых рабочих мест".

Артика – суровые широты, где зимой температура опускается и ниже 50 по Цельсию. Жить там непросто, и власти делают многое для улучшения жизни 2 с половиной миллионов северян. Построены и отремонтированы десятки детских садов, школ, больниц, объектов культуры, спорта. Там ипотека по льготной ставке 2%. Пока 9 тысяч человек получили участки по программе "Гектар в Арктике".

А еще Арктика – это Северный морской путь, альтернативный маршрут для товаров из Азии в Европу. Он быстрее и дешевле, чем путь через Красное море и Суэцкий канал. А теперь еще и более безопасный. Российский ледокольный флот – самый большой в мире. 41 судно обеспечивает круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, что позволило серьезно нарастить грузопоток по этому маршруту.

"В фокусе особого внимания – развитие Северного морского пути – не только ключевого звена в повышении транспортной связанности труднодоступных территорий нашей страны, но и глобального, конкурентного судоходного маршрута. На прошлой неделе для обеспечения по нему регулярных перевозок правительство выделило 300 млн рублей до конца текущего года. И реализация всех запланированных мер, конечно, должна быть продолжена".

Что же до безопасности, то свою зону Арктики Россия защищает надежно. За это отвечает Северный флот. Как раз в понедельник Североморск встречал отряд кораблей из арктического похода, что длился почти 3 месяца.

Репортаж Олега Пособина.

Уникальные кадры. Атомный ледокол "Урал" проводит военные корабли по Восточно-Сибирскому

За атомоходом по Ледовитому океану идет большой противолодочный корабль "Адмирал Кулаков", затем еще несколько кораблей и судов. Это дальний арктический поход Северного флота. Отряд здесь гарантирует безопасность государственных границ и судоходства, поэтому на арктическом пути чувствуют себя комфортно все гражданские, и даже обитатели морей – моржи. Почти полсотни млекопитающих встретили наш экипаж у мыса Дежнева. Оставаясь на почтительном расстоянии, они с интересом разглядывали личный состав, оружие. И в участниках похода они так и не почуяли опасности.

Но куда уверенней моржей здесь выглядят сами корабли Северного флота. Впервые они преодолели 6 арктических морей, перешли через Берингов пролив в Тихий океан, в очередной раз закрепив все навыки.

Северный морской путь сегодня называют кровеносной системой экономики страны, прямым выходом на мировые рынки. На шельфе в Ледовитом океане найдены огромные залежи полезных ископаемых, и значение таких походов трудно переоценить.

Море Лаптевых. В небо поднимают вертолет Ка-27ПС. С помощью авиаразведки и спутниковых данных экипажи кораблей просчитывают опасные участки, чтобы обойти без поддержки ледокола.

Командир экипажа вертолета Ка-27 Александр Черепанов: "При выполнении разведки было обнаружено скопление льда, так называемый ледовый язык. Протяженность его составила порядка 30 километров – практически поперек курса отряда боевых кораблей было принято решение на обход ледового поля".

Эти навыки – важное преимущество Северного флота. Он выполняет задачи в арктических условиях – даже там, куда из-за льдов не смогут добраться чужие корабли.

Участники похода появились у северного берега на Чукотском полуострове.

Большой десантный корабль "Александр Отраковский" подходит к мысу Шмидта и высаживает морскую пехоту под прикрытием авиации.

Вездеходы быстро набирают скорость. В тундре рейдовый отряд за секунды преодолевает реки, морпехи устанавливают мины и подавляют огневые точки вероятного противника. И так все 360 километров. Марш-бросок через Чукотский полуостров завершается у поселка Эгвекинот – на побережье Тихого океана.

В начале осени участники похода приняли участие в крупнейших учениях ВМФ за последнее десятилетие. Одна из основных задач маневров – защита Северного морского пути.

"Вы достойно показали себя в ходе стратегического командно-штабного учения "Океан 2024", – обращается к военным командующий Северным флотом Константин Кабанцов.

По возвращении в Североморск моряки бордо чеканили шаги, будто и не было этих тренировок в океане все 11 тысяч миль.

За плечами личного состава 78 суток в море, но насколько безупречны их движения во время построения.

И только после торжества на берегу появились те, кто помогает личному составу преодолеть все тяготы при отстаивании национальных интересов.

С развитием Северного морского пути на нем появятся еще больше наших военных кораблей. Их постоянное дежурство в Арктике – самый веский аргумент при ответах на постоянные претензии соседних государств.