Мы не будем раскрывать все секреты того, как была сорвана попытка ограбления целого государственного информационного холдинга, чтобы не подсказывать уловок врагу. Но обязательно покажем, как киберпреступники стали посмешищем из-за крайне халатного отношения к своим преступным обязанностям. И как дилетанты позорно провалили аферу века, столкнувшись с профессионалами.
- 275-я статья Уголовного кодекса Российской Федерации "Государственная измена"! Трое из тех, кто вовремя не среагировал, тоже думал, а почему я буду отвечать, уже находятся у нас на Лубянке!
"Сразу говоришь: следователь Карпов, а Крым чей? И тут начинают "плыть", – советует генеральный директор Информационного агентства России ТАСС Андрей Кондрашов.
Атака на сотрудников ВГТРК началась с фальшивых писем в мессенджерах – якобы от руководства. Оператор Валерий Винокуров, работавший в зоне СВО, получил подозрительное сообщение на поле боя.
- Якобы, в течение нескольких минут мне должен поступить звонок от сотрудника ФСБ.
"Кто-то слил из архива личные данные сотрудников. Есть мысли, почему фамилия Винокуров также в списке?" – интересуются мошенники.
Особенно нелепой подделкой выглядело письмо руководству за подписью аж целого генерала ФСБ.
"С трудом себе представляю руководителя, который тут же отфотографирует эту бумагу и начнет рассылать своим сотрудникам. Типа, уважаемые коллеги, ознакомьтесь, нам пишут товарищи из ГубЧК, нам пишут с Лубянки", – иронизирует заместитель генерального директора ВГТРК Андрей Медведев.
"Последней точкой было то, что человек скинул якобы кружочек для идентификации своей личности, чтобы я подумал, что действительно общаюсь с заместителем генерального директора нашего телеканала. Это было сделано очень глупо", – говорит Валерий Винокуров.
Но это – не единственная глупость. Жулики оказались настолько не в теме, что все превратилось в форменный цирк.
- Какое было первое сообщение от большого начальника?
"Звонил ли вам Карпов?" – говорит продюсер программы "Вести недели". Наталья Епанчина.
– Какой Карпов?
– Александр!
– Я, что ли?
- Нет, это Александр Сергеевич Карпов, следователь ФСБ! Он сказал, что вы, Наталья Анатольевна, сегодня ночью хотели перевести 325 тысяч некоему Волобуеву, это сбежавший топ-менеджер Газпромбанка, который спонсирует ВСУ.
Цель грубой манипуляции с упоминанием фамилии перебежчика – ошеломить и дезориентировать жертву, сделать внушаемой. А чтобы добить, еще и приложено фальшивое письмо от Росфинмониторинга о подозрениях в тяжелом преступлении – финансировании терроризма.
"Росфинмониторинг не рассылает подобных уведомлений и писем", – подчеркивает официальный представитель Росфинмониторинга Ирина Рязанова.
- Вот, допустим, замена единого налогового счета?
- Такой процедуры нет, и к Росфинмониторингу это не имеет никакого отношения, поскольку Росфинмониторинг не наделен полномочиями, связанными с налогообложением.
Так кибермошенники шаг за шагом подводят жертву к банкомату.
"Они заморозили для меня, условно говоря, 325 тысяч, я их должна снять и переложить. Я спрашиваю: куда? Они говорят: в другой банкомат, – вспоминает она. – И вот здесь самое важное – спас меня ты и Андрей Андреевич Медведев. Медведев мне позвонил, а твой сюжет, где дедушку спасали, – у меня эта картинка встала перед глазами".
Речь о сюжете "Вестей" про то, как случайные прохожие помогли оттащить от банкомата пенсионера, который уже переводил деньги мошенникам.
- И КГБ там, и ФСБ, и Сбербанк.
– Я понял. Вы деньги перевели?
– Перевел.
– Сколько?
– Триста тысяч!
По данным МВД, всего за год количество киберпреступлений выросло более чем вдвое, достигнув 40% от общей статистики криминала.
"Каждый день совершается более 20 миллионов таких ложных звонков, – говорит председатель комиссии Общественной палаты РФ Рифат Сабитов. – И, как говорят специалисты, в этом направлении работают более 400 специализированных организаций из-за рубежа, особенно с территории Украины".
Возможно, этим объясняется непрофессионализм мошенников. Сотрудникам ВГТРК, например, рассылали фейковые голосовые сообщения с фальшивого аккаунта Андрея Кондрашова, гендиректора ТАСС.
- Хотел уточнить, вам уже поступал звонок от Ковальчук Виктории Валерьевны или нет? Ковальчук – это куратор из Управления делами президента, Она сейчас проводит проверку по нашей компании.
- Вы что задумали?
"Вообще голос-то мой, голос-то мой, но это мог быть и твой голос, Саша, потому что наших голосов в архивах полно", – говорит Андрей Кондрашов.
Небольшой эксперимент. Специалисты по нейросетям за 10 минут помогли нам изготовить фейковое заявление заместителя гендиректора ВГТРК Андрея Медведева.
- Андрей, у нас чрезвычайная ситуация! Есть информация, что кто-то из наших сотрудников вовлечен в госизмену. Проводится внутреннее расследование.
После чего без проблем регистрируем в мессенджере фальшивые аккаунты с фотографией руководителя.
- То есть, сейчас вы Андрей Медведев, я Андрей Медведев и мы с вами сейчас сговорились, чтобы поставить фейк третьему Андрею Медведеву?!
"Все верно. Если предположить, что это будет телефонная связь, то качество будет не очень, шумы посторонние, поэтому и отличить будет значительно сложнее. Если что-то экстренное, то лучше попробовать связаться альтернативным способом, другим видом связи", – подтверждает сооснователь IT-компании Максим Андрианов.
- В ближайшее время с вами свяжется сотрудник ФСБ, куратор нашей организации полковник Артем Викторович Савельев. Вам нужно подробно ответить на его вопросы.
Настоящий Андрей Медведев ответил.
- Что сказать тебе? Похоже, но не очень, но похоже. Вот.
Когда этот сюжет готовился к эфиру, в Санкт-Петербурге у корреспондента телеканала "Россия 24" Дмитрия Акимова зазвонил телефон.
- Капитан Федеральной службы безопасности Кирилл Александрович. Вас на сегодняшний день что с Украиной связывает?
"Сложный вопрос. Ну, наверное, информационная повестка", – ответил на это Дмитрий Акимов.
- Вам грозит реальный срок, потому что на сегодняшний день были зарегистрированы попытки списания с вашего счета в пользу Богданова Ильи Александровича, человека, который находится в федеральном розыске и входит в состав РДК.
"Понятно, что в реальной жизни никогда ни один оперативник ФСБ или полиции по телефону ничего выяснять не будет. Если хотят поговорить, всегда пригласят на беседу", – напоминает заместитель генерального директора ВГТРК Андрей Медведев.
И последнее. Главный совет от наших экспертов – не доверяйте странным сообщениям от кого бы то ни было в мессенджерах. Просто позвоните визави по телефону. А еще лучше – зайдите лично. И тогда никто вас точно не сможет обмануть.