ВКС России: репортаж из секретного места

Диапазон угроз, с которыми России приходится жить, – широк. Своя зона ответственности есть у Космических войск России, которые в минувшую пятницу отметили свой праздник. Этой съемки в 15-й армии ВКС мы добивались практически год.

От Москвы наша съемочная группа добиралась несколько часов. Секунды на скоростном лифте под землю – и на глубине почти в сто метров попадаем в святая святых Воздушно-космических сил России. В командный пункт 15-й армии особого назначения ВКС стекается вся информация обо всех возможных запусках и пусках ракет.

Немного терминологии. Запуск – это когда речь идет о стартах ракет, не несущих боевой заряд. Пуск – напротив, когда из шахты, с мобильной установки, подводной лодки, стратегического бомбардировщика вылетает ракета с ядерной боеголовкой.

Задача 15-й армии состоит в том, чтобы не пропустить ни один пуск. Поэтому и география воинских частей одна из самых больших в Министерстве обороны РФ.

"От Калининграда до Камчатки и от Воркуты до Таджикистана – более 35 воинских частей расположены во всех регионах Российской Федерации. Две воинские части дислоцируются за пределами – в Белоруссии и Таджикистане", – говорит генерал-майор Андрей Ревенок, начальник штаба армии.

Космические войска десятилетиями несут круглосуточное боевое дежурство. Офицеры командного пункта в кратчайшие сроки должны оценить сообщение автоматизированной системы и оповестить Верховного главнокомандующего, Генштаб и пункты управления Вооруженными силами о начале ядерного удара.

- Даже не хочется гипотетически представлять это себе, но если пуск произошел, как быстро все ответственные лица будут обладать информацией?

- До одной минуты.

– До одной минуты? Вы уже не задумываетесь об этом?

- Об этом мы постоянно помним. Несмотря на то, что вся информация передается в автоматическом режиме, последнее слово остается за человеком. Это – командир дежурных сил. Ошибка стоит развязывания ядерной войны и существования человечества.

А вот и он – подполковник Дмитрий Матайс, командир дежурных сил. Сегодня он заступил на боевое дежурство. С этого момента только он и господь Бог будут отвечать за судьбу всего человечества. И мнение подполковника Матайса может стать решающим при нанесении нашими стратегическими силами ответного удара.

Характер у Дмитрия спокойный, эмоции он оставляет дома. Здесь, когда на кону стоит судьба Земли, требуется исключительное хладнокровие.

"Созданная орбитальная группировка космических аппаратов позволяет нам контролировать территорию всего земного шара".

Наблюдаем за запуском российской ракеты-носителя. На большом экране идет прямая трансляция с космодрома. После этого следует доклад командующему о мирном старте.

"Силы и средства 15-й армии Воздушно-космических сил особого назначения к обеспечению запуска ракеты космического назначения в составе ракеты-носителя "Ангара 1.2" с военными экспериментальными космическими аппаратами готовы".

"Ангара" стартует. С этого момента ее берет под контроль командный пункт и ведет вплоть до той секунды, когда на орбиту выйдет космический аппарат и подаст первые сигналы.

"В 10 часов 2 минуты средствами главного центра предупреждения ракетного нападения обнаружен запуск ракеты космического назначения "Ангара" с космодрома Плесецк. Доклад закончил".

Данные телеметрии, информация об отделении ступеней, отстыковки разгонного блока и вывода на орбиту спутников офицеры командного пункта сообщают командиру дежурных сил. Это больше часа напряженной работы.

"В 11 часов 21 минуту 16 секунд военные экспериментальные космические аппараты взяты на управление средствами Главного испытательного космического центра".

Наземные средства космического центра расположены по всей стране. Тысячи антенн смотрят в космос и видят любой предмет размером больше футбольного мяча.

Гигантское по масштабам антенное поле находится в еще одном районе Подмосковья – пять часов на машине от столицы. Здесь есть памятник, которому может позавидовать музей космонавтики. На эту станцию получали сигнал с первого советского спутника. Кроме того, первый космонавт Советского Союза и планеты, обращаясь к Земле, произносил ее название – Заря. По сути это стало позывным нашей планеты.

Из 72 стран, осваивающих космические высоты, порядка 20 используют космос в интересах своих Вооруженных сил. Понятно, что при такой конкуренции мы должны поддерживать нашу военную-космическую программу на самом высоком уровне. Что и делаем, на протяжении десятилетий не отдавая лавры первенства никому. На каком этапе находятся наши технологии сейчас – тайна за десятью печатями.

Но даже достижения без грифа "совершенно секретно" поражают воображение. Перед нами не боевой лазер, но, тем не менее, военная разработка. Ее луч способен достать до космического объекта на расстоянии 35 000 км. Только вдумайтесь в эту цифру!

Лазер используют для точного, до тысячной доли миллиметра, замера дистанции до космического объекта. А огромные антенны весом в пять с половиной тонн нужны для связи, телеметрии и даже для ремонта спутников. Они же создают наземную сеть предупреждения ракетной атаки. Это – надежный щит страны.

В центре ГЛОНАСС непрерывно следят за всеми космическим аппаратами.

"Навигационная группировка ГЛОНАСС по сравнению с другими орбитальными группировками находится на более стабильной орбите. Все наши аппараты, которые были изначально запущены, на них и остаются", – говорит подполковник, начальник отдела главного испытательного космического центра.

Речь идет о том, что наши спутники могут находиться на орбите годами и работать без замены, как будто их запустили в космос вчера. Для сравнения: американское навигационное оборудование "Старлинк" через полгода сгорает в плотных слоях атмосферы и требует постоянной ротации.

На орбите сейчас находятся три поколения спутников ГЛОНАСС. Самая новая модель называется К-2. Группировка спутников в космосе сейчас полная, но это не означает того, что ее нельзя расширить.

Советы военным, как улучшить и без того самую современную систему, дают гражданские специалисты – настоящие бриллианты профессии.

"Это служба Родине. Это работа для нашей страны. Мы обеспечиваем ее обороноспособность, мы обеспечиваем ее будущее", – говорит Максим Ермолаев, начальник сектора разработки навигационных систем.

- Вас какая цифра расстроит, если будет отклонение от координат?

- Метр уже расстроит. Метр в настоящее время – это плохо. Сейчас мы уже говорим не о метрах, а о десятках и единицах сантиметров. Мы стремимся к этому.

Ошибка в одной цифре на Земле может привести к непоправимым последствиям в космосе. Все должно быть точно.

Одна-две секунды в месяц не такая уж большая погрешность для обычных часов. "Сверим часы", говорят перед выполнением важного задания. Но здесь вам на это ответят: "Сними и выброси". Точность синхронизации часов на спутниках ГЛОНАСС составляет как минимум одну девятимиллиардную секунды.

Это нужно для того, чтобы космические аппараты безошибочно выходили на заданную орбиту, чтобы поезда и самолеты оказывались вовремя в пунктах назначения. И, конечно, чтобы высокоточное оружие на 100% соответствовало своему предназначению. Нужно в окно – попадем в окно. Спецоперация это доказала.

Знамена Воздушно-космических сил, Космических войск и Государственный флаг Российской Федерации – символы нашей с вами безопасности. А день Космических войск, отмечавшийся на прошедшей неделе, это не профессиональный праздник, а общенациональный.