В проведенном Потребсоюзом (НСЗПП) исследовании отмечается, что информация о противопоказаниях для применения отсутствует у 76% косметических продуктов. Одно из главных выявленных в исследовании нарушений – отсутствие информации о составе косметических средств на русском языке. Треть косметических средств продается вообще без какой-либо информации об ингредиентах, а подавляющее количество информацию о составе дают только на латинице, при этом названия химических веществ чаще всего указаны аббревиатурами. Это уловка производителей, уверены в Национальном союзе защиты прав потребителей.
"Производители не раскрывают состав косметической продукции на русском языке не только из-за потенциального вреда некоторых компонентов, – уверены эксперты Потребсоюза, – но и из-за их доступности и дешевизны. Во многих случаях потребители, приобретая компоненты, находящиеся в свободной продаже, могут самостоятельно изготовить косметическую продукцию".
По мнению экспертов организации, это обойдется в несколько раз дешевле покупки косметики в торговых сетях. Исследователи отмечают, что в перечне разрешенных для производства парфюмерии и косметики веществ только 332 названия компонентов. Еще 1680 наименований находятся под запретом, поскольку их вред, прежде всего для детей или беременных, доказан, а том числе в судах. Около 10% пострадавших от аллергических реакций приходится на потребителей фальсифицированной косметики, добавили в союзе. Следствием использования некачественной косметики могут стать аллергия, дерматит, нарушение работы печени и почек, и даже рак. Это происходит потому, что производители используют дешевые и даже опасные ингредиенты – триклозан, фталаты, окись этилена, глицерин.
"Растет доля реализуемой контрафактной и нелегальной косметической продукции, – отмечается в сообщении Национального союза защиты прав потребителей. – По оценкам, доля контрафакта достигает 15%".
Чаще всего фальсифицируют товары премиум-класса из-за их высокой цены и товары среднего ценового сегмента, поскольку эта группа изделий не залеживается на торговых полках. В Потребнадзоре подчеркнули, что наиболее опасна "качественная фальсификация" – замена сырья более дешевыми аналогами или нарушения технологии производства.
Национальный союз защиты потребителей на своем сайте предлагает 14 выводов, сделанных после проведения исследования. Среди них – предложение ввести в России обязательную маркировку косметической продукции. Введение маркировки парфюмерии более чем в три раза позволило снизить количество нарушений, подчеркивается в заявлении НСЗП. Ранее о желании ввести маркировку на косметику, бытовую химию и икру заявлял Минпромторг России. Ожидается, что обязательная маркировка косметики будет введена в 2025 году.