Вот так американские астронавты Сунита Уильямс и Бутч Уилмор радовались прибытию на борт Международной космической станции. Старт их корабля Starliner дважды откладывался из-за неисправностей, а во время стыковки часть двигателей отказала.
Так что NASA предложило прибывшим задержаться – восьмидневная космическая прогулка тянется уже более двух месяцев, причем в спартанских условиях.
"Кажется, здесь многовато вещей. А эти большие оранжевые трубы нужны для вентиляции. По ним мы получаем кислород с космической станции", – рассказывает Сунил Уильямс.
Британские таблоиды и вовсе называют условия "шокирующими". Уилмор ночует чуть ли не в спальном мешке, потому что все штатные места в американском сегменте МКС заняты. А Уильямс якобы особенно переживает из-за невозможности мыть голову чаще двух раз в неделю. Но хуже всего – неизвестность.
"Ты планируешь провести на орбите 8 дней, а затем тебе говорят, что придется задержаться на 5 или 8 недель. Я был бы в восторге. Но если бы мне сказали, что остаться предстоит на 8 месяцев, я бы слегка напрягся. Уверен, у этих астронавтов и их семей были другие планы. И вы можете представить себе, что сейчас испытывают их родные", – говорит астронавт Хосе Эрнандес.
Представители НАСА заверяют: Уилмор и Уильямс чувствуют себя прекрасно и готовы оставаться на станции столько, сколько потребуется.
"Когда я назначаю членов экипажа, мы обсуждаем с ними длительность миссии, а также возможность ее продления. Наши астронавты всегда готовы", – утверждает командир отряда астронавтов NASA Джо Акаба.
Представители корпорации Boeing, разработчика проблемного Starliner, на пресс-конференцию NASA приглашены не были.
"Иногда вам просто нужно принять решение и времени учитывать интересы и пожелания всех сторон нет. Основная проблема в нашей ситуации состоит в том, что как альтернативный, так и основной план связаны с определенным риском", – поясняет заместитель директора NASA по пилотируемым космическим полетам Кен Бауэрсокс.
Основной план предполагает возвращение астронавтов на Starliner. Этот многоразовый корабль садится на сушу – на специальном полигоне. Двигатели должны точно вывести спускаемую капсулу в район посадки.
Boeing сохраняет уверенность в космическом корабле Starliner и его способности безопасно вернуть экипаж на Землю. Тестирование подтвердило, что 27 из 28 двигателей ориентации в пространстве исправны.
Руководство NASA эту уверенность не разделяет. Альтернативный план предполагает, что Starliner попытается вернуться на Землю без людей. А застрявшие астронавты войдут в состав следующей миссии NASA на МКС. В этом случае двое из четырех уже утвержденных членов экипажа, а среди четверки есть россиянин Александр Горбунов, в космос не полетят. Старт экспедиции уже пришлось перенести с середины августа на конец сентября.
Корабль Crew Dragon заберет участников текущей миссии, а их сменщики, в том числе Уилмор и Уильямс, будут работать на МКС до февраля, то есть проведут на орбите восемь месяцев.
"Это не так много. Можно вспомнить, что тот экипаж российского сегмента, который сейчас находится на станции и прилетел на корабле "Союз", включая Олега Кононенко, командира нашего корабля, они год живут на станции. И Олег Кононенко побил абсолютный рекорд по суммарному пребыванию в космосе. Соответственно, если наши космонавты выдержат год, американские вполне выдержат восемь месяцев", – поясняет член Федерации космонавтики РФ Александр Хохлов.
Такой вариант невыгоден для корпорации Boeing. На фоне проблем с безопасностью пассажирских лайнеров она еще и проигрывает борьбу за государственные заказы на космические полеты. Смета на создание пилотируемого корабля выросла с 4 до почти 6 миллиардов долларов, при отставании от графика в семь лет.
Конкурент, компания Space X, справилась с той же задачей к 2020 году – за вдвое меньшую сумму.
NASA обещает: решение о том, каким образом застрявшие астронавты вернутся на Землю, будет принято в конце следующей недели.