Летные испытания проходит новая модификация легендарного истребителя – в небе над Иркутском современный Су-30СМ2.
"Сроки по производству самолета Су-30СМ2 были очень сжатые. Это модернизация, глубокая модернизация самолета Су-30СМ", – поясняет генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев.
Прежде всего на новой модификации – полностью импортозамещенная электроника. Различных проводов в машине около ста километров.
"Важное производство для страны. Мы военные самолеты, истребители собираем – Су-30. Они потом летают, в военных действиях участвуют, защищают страну", – говорит электромонтажник Ярослав Щапов.
Помимо электроники в цехе окончательной сборки на самолет монтируют все основные узлы и агрегаты – двигатель, гидравлику и топливную систему. Один из баков располагается в крыльях. Их делают отделяемыми, чтобы истребитель можно было погрузить в транспортный самолет и оперативно доставить в любую точку планеты. Соединение крыла с фюзеляжем – одна из самых ответственных и точных работ.
"Более ста соединительных элементов на каждой консоли крыла. Требования очень жесткие по разделке, по контролю, к качеству поверхностей и к качеству отверстий", – поясняет и.о. начальника цеха окончательной сборки Иркутского авиационного завода Евгений Доронин.
На всех этапах сборки самолетов проходит тщательный контроль.
"Военное представительство на Иркутском авиационном заводе осуществляет контроль качества выпускаемой продукции на всех этапах его создания и изготовления, начиная с получения металла на складе и заканчивая летными испытаниями каждой машины в воздухе", – заявил военный представитель МО РФ.
Испытания проходят и на земле. Например, на этом стенде самолет привязывают не случайно – здесь испытывают гидравлические узлы, например, закрылки на максимальных оборотах двигателя.
У нового самолета – новый двигатель. Он более мощный и экономичный, имеет изменяемый вектор тяги, что делает истребитель одним из самых маневренных в мире.
Су-30СМ – один из немногих, если не единственный истребитель в мире, способный летать на предельно малой высоте с низкой скоростью. Например, пилот может управлять самолетом всего в ста метрах над землей – ему уже будут четко видны силуэты людей. При этом борт будет лететь всего 80 километров в час – мотоциклы ездят быстрее. Чтобы эта фигура высшего пилотажа получилась, пилот задирает нос самолета почти на 60 градусов, выжимает полный газ и с точностью хирурга управляет машиной, которая весит 24 тонны.
Су-30СМ2 испытывает в том числе Евгений Аверьянов. Он провел за штурвалом этого истребителя несколько тысяч часов. Новая модификация истребителя отличается вооружением – самолет работает со всеми современными орудиями, а внутри – уникальная начинка.
"Уникальный локатор с активной фазированной решеткой, которая позволяет видеть цели на огромных расстояниях и вести много целей в сопровождении и атаковать их одновременно", – рассказывает летчик-испытатель Евгений Аверьянов.
После всех испытаний на самолет наносят боевую раскраску. И только после этого истребитель отравляется в войска – выполнять боевые задачи.