В преддверии круглой даты с юбиляром, его коллегами и друзьями встретился Илья Филиппов.
Если у Газзаева пошла игра, его уже не остановишь. Так говорили трибунные эксперты, глядя на футболиста, у которого даже номер на майке не надо было высматривать – узнавали по усам. Мы как раз на том месте, где у Валерия Газзаева пошла игра. Московское "Динамо". Стадион, впрочем, новый – "ВТБ-Арена", но место именно это…
"Восемь с половиной, почти девять лет. Плюс еще четыре года как тренер. Конечно, все меня связывало с московским "Динамо". Это клуб, где я стал личностью", – вспомнил юбиляр.
Талант, конечно, был замечен еще в Орджоникидзе, ныне – Владикавказе. А в Москву игрока, как говорят, перетянул столичный "Локомотив", где сыграно было три сезона, где познакомились с Юрием Семиным. В 77-м турецкий клуб предлагал Газзаеву полтора миллиона долларов. Вот – контракт, вон – машина – пойдешь? Отказался. Даже представить себе не мог, как можно покинуть страну, семью, команду. Но клуб он все-таки поменял. И именно ходить на Газзаева стали, когда у него появилась литера "Д" на майке. Ходили смотреть на одного из самых харизматичных форвардов 80-х.
"Это был один лучших нападающих того времени. Его чувство, чувство гола, его "взрыв", – отметил Сергей Семак.
Так о Газзаеве говорит главный тренер "Зенита", который сам 20 лет назад играл под руководством Валерия Георгиевича. К слову, в истории ленинградского клуба было "черное воскресенье" в июне 84-го на финале Кубка страны. "Зенит" приезжал в "Лужники", чтобы окончательно "размотать" "Динамо". Получилось обратное – 2:0, с завершающим и невероятным по красоте голом Газзаева. Его нередко обвиняли в индивидуализме. Но оказалось, что по стилю игры Газзаев просто опережал время.
"В советское время, если ты индивидуальный сильный игрок, то говорили – он индивидуалист. Подразумевали, что это плохо. То есть одеяло на себя. Ну, вроде бы", – рассказал Газзаев.
За это лидерство ему впоследствии и предложили тренерскую работу. Хотя Валерий Газзаев уже отучился заочно на юриста и готов был расстаться с футболом. Но что-то удержало внутри, и в результате – "Алания", "Динамо", ЦСКА и, наконец, российская сборная.
"Ну, у него амбиции били через край. Его иногда приходилось останавливать – он все время хотел выигрывать… Я вспоминаю 2005 год, когда они выиграли Кубок УЕФА на стадионе "Спортинга", – сказал Юрий Семин.
Газзаев, когда уже стал депутатом Госдумы, по-спортивному злился, что давно уже нет побед:
– Что еще должно произойти с российским футболом, чтоб вы признали неэффективность существующий системы?
– А еще, – говорит Газзаев с гордостью, – у меня шесть внуков… И вряд ли кто-нибудь осмелится не засчитать эту победу.
"Не отнимешь то, что он, так сказать, кавказец, у которого в крови, конечно, держание мяча, индивидуальные действия и так далее. Ну, посмотрите на табло. Сколько он выиграл как игрок и как тренер – все", – заявил Никита Симонян.
"Вот надо, чтобы была зрелищная игра, надо, чтобы красивый футбол показывать…. Ну, мне кажется, что самый красивый футбол – это результат на табло. Это будет самый красивый футбол. Поэтому, когда ты выигрываешь, это и остается в истории", – подытожил Газзаев.