С завода – и сразу на аэродром. Водяной аркой (это давняя и добрая традиция в мире авиации) регионы встречают современную отечественную винтокрылую машину — Ми-8МТВ-1.
В Казани на предприятии холдинга "Вертолеты России" госкорпорации Ростех совсем недавно прошла торжественная церемония передачи техники нескольким российским авиакомпаниям.
По проекту с использованием средств Фонда национального благосостояния, который запустила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), перевозчикам поставили три машины. Две отправились в Сибирь, а одна — на Чукотку. Техника уже прошла обкатку. Ми-8 для авиапредприятий уже знакомые и понятные в управлении, учитывая, что каждый год приобретаются вертолеты в разных модификациях.
"Данный вертолет выпуска 2023 года. На нем вместо привычных створок установлена рампа, которая позволяет использовать гусеничную технику", – говорит директор авиапредприятия "Ельцовка" Павел Крапивин.
Ми-8 — машина универсальная. Ее используют, помимо пассажирских перевозок, для поисково-спасательных работ, оказания экстренной медицинской помощи и тушения пожаров.
"Для многих удаленных регионов вертолеты незаменимы и являются единственной связью с большой землей. Мы постоянно анализируем отзывы наших заказчиков, учитываем все пожелания и продолжаем модернизировать вертолеты серии Ми-8", – говорит Адель Шагимарданов, заместитель гендиректора холдинга "Вертолеты России".
Одно из последних нововведений – усовершенствованный метеолокатор. С его помощью летчикам легче оценивать погоду на маршруте.
"С точки зрения пилотирования и работы очень помогает современная система навигации и разведки метеообстановки", – говорит Ксения Сальникова, второй пилот авиакомпании "Ельцовка".
А дополнительные топливные баки прибавляют 500 километров маршрута. Можно долететь, например, из Новосибирска до Горно-Алтайска и обратно, причем без дозаправки.
"Приобретение новейших вертолетов для нас стало возможным благодаря льготному лизингу авиационной техники. Это финансируется из Фонда национального состояния и федерального бюджета, а также при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании и самого правительства Российской Федерации", – говорит Павел Крапивин.
"Благодаря этой программе эксплуатирующие организации приобретают вертолеты с уверенностью в завтрашнем дне", – уточняет Сергей Казаков, начальник отдела технического контроля авиакомпании "Конверс Авиа".
Размер финансирования программы – порядка 45 миллиардов рублей. В этом году по ней будет поставлено 30 вертолетов Ми-8 МТВ. Обновление авиапарка проходит по поручению президента в рамках комплексной программы развития авиатранспортной отрасли.
"Программа льготного лизинга подразумевает, что по истечении срока машина остается у эксплуатанта после того, как выплачены все лизинговые платежи. Ставка лизинга по этой программе составляет 2,5% годовых. В нынешних условиях я не знаю, что может быть дешевле", – говорит генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.
Сегодня вертолетный парк российских перевозчиков насчитывает 1230 машин. Наиболее популярная модель — как раз легендарный Ми-8, что выпускается с 1965 года. Лидеры по объемам местных авиаперевозок — Архангельская область, регионы Сибири и Дальнего Востока, республика Коми.
"Мы видим, что ГТЛК активно использует финансовые инструменты для помощи субъектам РФ, специальным службам, предоставляя возможность закупки в лизинг современной техники. Мы знаем, что с 2017 года 139 вертолетов Ми-8, 32 вертолета "Ансат" были поставлены нашим авиакомпаниям. А до 2026 года предполагается поставка еще восьми "Ансатов", 60 вертолетов Ми-8 и 21 машины Ми-171. Это хорошая возможность по обновлению парка", – говорит министр транспорта РФ Роман Старовойт.
Повышение транспортной доступности – неотъемлемое условие развития регионов, что сегодня является вопросом государственной важности, национальным приоритетом. А потому, уверены в профильном министерстве, программы государственной поддержки авиационного сектора будут и дальше расширяться.