Сторонники "Нового народного фронта" празднуют успех, который противоречит всем предвыборным опросам общественного мнения. Социологи предсказывали победу не левым, а правым – "Национальному объединению". Были или нет манипуляции, еще будут выяснять. Но даже если были – левых ничего не смущает.
"Наш народ четко отверг наихудший для него выбор. Этим вечером "Национальное объединение" очень далеко от абсолютного большинства, которое правым прочили эксперты. Все наоборот", – подчеркнул лидер партии "Непокоренная Франция", председатель альянса "Новый народный фронт" Жан-Люк Меланшон.
"Новый народный фронт" получает более 180 мест в Национальном собрании. На втором месте внезапно оказалась коалиция президента Эммануэля Макрона "Вместе". "Национальное объединение" лишь замыкает тройку лидеров. Впрочем, Марин Ле Пен рада и такому результату.
"Трудно быть разочарованной, когда твоя партия по итогам выборов удваивает свое представительство в парламенте. Мы добились этого, несмотря на противодействие целой коалиции политических сил – от президентского блока "Вместе" до левой "Непокоренной Франции". И несмотря на травлю, развернутую средствами массовой информации", – сказала Ле Пен.
Лидер партии "Национальное объединение" Жордан Барделла в свою очередь заявил, что "ветер надежды все сильнее, и он уже не утихнет". "Мы не хотим власти ради власти, мы хотим вернуть ее французам", – заверил Барделла.
Чтобы добиться такого результата, коалиция Макрона пошла на сделку с левым альянсом Жана-Люка Меланшона. Перед вторым туром они решили не отнимать голоса друг у друга в округах, где у них были шансы на победу: 218 представителей двух политических сил сняли свои кандидатуры в пользу даже злейших врагов, лишь бы те были не из партии Ле Пен. Но Макрон таким образом, похоже, открыл дорогу во власть левым. Их лидер уже заявил: все предвыборные договоренности носили временный характер.
"Отныне закулисные торги, соглашения и комбинации становятся неприемлемыми. Итоги выборов бесспорны. Поражение президента и его политической силы подтверждено. Президент должен признать это поражение, не пытаясь обойти его каким-либо образом. Премьер должен уйти. Тем более, что он никогда не пользовался доверием", – отметил Жан-Люк Меланшон.
В Елисейском дворце царит уныние. Эммануэль Макрон отменил телеобращение к нации. Отдуваться пришлось премьеру Габриэлю Атталю.
"Политическая сила, которую я представлял, показала результат в три раза лучше предсказанного опросами, но не получила большинства. Соблюдая традицию и следуя собственным принципам, я подам президенту прошение об отставке. Знаю, что многие французы не уверены в будущем, потому что ни одна политическая сила не получила абсолютного большинства. Это беспрецедентная ситуация для нашей страны", – прокомментировал итоги Атталь.
В условиях, когда ни у одной политической силы нет достаточного количества депутатских мандатов для формирования однопартийного кабинета министров, Францию, возможно, ждет так называемое техническое правительство. Оно станет отвечать за бесперебойное исполнение функций государства, например, за обеспечение выплат бюджетникам. Но любое решение, связанное с политикой – в том числе с помощью киевскому режиму, – принять будет очень непросто.
В Пятой республике такая политическая коллизия называется cohabitation – "сосуществование".