Памятная доска в честь важной даты – ровно 90 лет назад молодая советская страна своими силами сделала первый вагон метро. Легендарный тип "А" можно увидеть на ежегодном параде в столичной подземке или в мытищинском Метровагонмаше, где в 1930-е годы собрали состав-пионер.
"Задача была как раз поставлена в 1931 году – начать производство метровагонов. То есть за три года наши с вами предки решили этот вопрос совместными усилиями. Основным в этом производстве был наш с вами завод", – говорит генеральный директор АО "Метровагонмаш" Андрей Степнов.
Первые два вагона типа "А" в октябре 1934 года ушли на обкатку, за чем наблюдал лично Сталин. Дело государственной важности — создать индустрию фактически с нуля. А ведь на старте толком ничего не было, кроме запросов высшего партийного руководства – управиться в рекордные сроки.
К проекту пришли не сразу. Поначалу хотели пустить под землю пригородные электрички. Затем думали купить вагоны за границей. Отказались, несмотря на выгодное предложение немецкой компании "Сименс". В итоге решили все делать сами – в Подмосковье, где уже собирали трамваи. Для этого специалисты реорганизовали производство и, самое важное, возвели электросварочный цех.
Уже в мае 1935 года 40 вагонов метро повезли первых пассажиров. Всех удивила домашняя атмосфера внутри: мягкие кожаные диваны, линолеум и светильники-тюльпаны. "Люди под землей – удивительно вежливые, не то что сверху", – написал кто-то в книге отзывов.
За первый год работы метро вагоны типа "А" перевезли почти 41 млн пассажиров. Сегодня в копилке Метровагонмаша – свыше десятка разных составов.
"Каждый пассажир, который заходит в метро, садится в вагоны, вышедшие с этого предприятия, видит со временем, как развивается подвижной состав. Каждые три-четыре года метрополитен получает новый вагон, современный, имеющий больше комфорта для пассажиров", – отметил Антон Мокрушин, первый заместитель начальника службы подвижного состава ГУП “Московский метрополитен”.
Свыше десяти тысяч вагонов метро, что сделаны в Мытищах, каждый день перевозят более 16 миллионов пассажиров в 11 странах мира. Сейчас Метровагонмаш собирает составы для двух российских столиц, а также подземок в Минске, Баку и Ташкенте. Производственная мощность предприятия — 800 вагонов в год.
В основе того, что идет на экспорт, – серия "Москва". Обновленная версия – это эргономичные кресла, широкие двери, сквозные межвагонные проходы для тех, кому важна каждая минута. А еще вентиляция, шумоподавление, USB-зарядки и интерактивные панели. Это чудо-картины, сказали бы те, кто в 30-ые годы прошлого века удивился домашнему уюту под землей, и чудо-лестницам, то есть привычным нам эскалаторам. Настолько вперед ушел прогресс.
Над ним каждый день работают более трех тысяч человек. Метровагонмаш особое внимание уделяет привлечению молодых кадров. Предприятие приглашает на стажировку студентов уже со второго курса.
"Мы гордимся, что в Мытищах есть такое современное высокотехнологичное предприятие. Это гордость нашего города. Мы гордимся, что жители нашего города создают такие замечательные поезда", – сказал и.о. главы городского округа Мытищи Олег Сотник.
Сегодня отечественные вагоны метро на 98% сделаны из российских комплектующих с применением собственных технологий. Остальные два процента приходятся на дружественные Китай и Белоруссию. По многим параметрам наш продукт превосходит импортные аналоги, что отмечают критики по всему миру. Например, тот же проект "Москва-2024" в этом году получил серебряную награду престижной международной премии A'Design Award в Италии. И это лишь одна страница большой и красивой истории.