Страшные события 23 июня начались в церкви Дербента. Этот день супруга Николая Котельникова принимает достойно. Ведь он и сам был таким – всегда учил окружающих доброте и смирению перед лицом тяжелых испытаний.
"Боевик заскочил и сразу из автомата выстрелил, муж упал. Потом на меня автомат наставил, я начала кричать, он повернулся и побежал наверх", – рассказывает Валентина Котельникова.
Террористы забежали в церковь, подожгли центральную икону и дом священника, где он молился и принимал прихожан, а потом направились жечь синагогу.
На архивных кадрах протоиерей стоит вместе с иудеем и мусульманином, своими друзьями.
"Мы всегда собираемся и на горе, и на радость. И так будем продолжать… И надо подавать пример нашим молодым людям, как три религии – всегда вместе", – говорил отец Николай.
"Отца Николая, кажется, весь город любил", – заявил Пётр Малинский, секретарь правления еврейской общины Дербента.
"Он заходил в мечеть – мы чай пили, разговаривали про жизнь. Когда у него Рождество, Пасха, он нас приглашал. Мы ездили к нему, общались", – рассказывает имам Сеид-Хашим Миртеибов.
"Как он говорил, только любовь сегодня спасет наши души", – вспоминает протоиерей Петр Гриценко, заместитель главного священника в зоне спецоперации.
Хорошо знали протоиерея Николая и в Махачкале. Свято-Успенский собор тоже подвергся нападению после вечерней службы, когда многие еще не успели разойтись. Охранник Михаил Вавилов, имея при себе только газовый пистолет, вступил в бой и погиб, дав прихожанам время спрятаться.
"Наш Миша был самым добрым охранником. Он проявил мужество и спас людей. Отстреливался до последнего патрона", – говорит прихожанка.
Жертв среди гражданских могло быть больше, но после нападения на синагогу банда в полном составе до церкви не добралась. Все это благодаря героизму полицейских.
"Страшно не было. Потому что мы знаем, куда и на что идем. Тем более ребята наши там были. Погибли ребята, с которыми за полчаса до этого разговаривал".
"Старались максимально помочь гражданским. Эвакуировали их. Что смогли, то сделали".
В сложнейших городских условиях полицейским приходилось беречь не только себя и коллег, но и гражданских, как это сделал погибший сержант Хабиб Алиев.
"Он выполнил свой долг до конца. Я думаю, он заслужил награду", – говорит знакомый Хабиба.
Террористам противостояли полицейские из разных регионов, мусульмане и христиане. В бою погибли 31-летний лейтенант Виталий Мезенцев из Тюмени и сержант Нариман Насрулаев, охранявший в этот день синагогу.
Семьям погибших власти республики окажут помощь. Также идет розыск всех причастных к чудовищной бойне – заказчиков, организаторов, пособников. Среди уничтоженных террористов оказались дети главы Сергокалинского района, который признался на допросе, что знал об их радикальных настроениях.
Глава Дагестана Сергей Меликов анонсировал масштабные проверки: "Я дал поручение на изучение личных дел всех, кто сегодня занимает руководящие должности в Дагестане, в том числе депутатов народного собрания".
Нападение на храмы и убийство религиозных деятелей, уверен Меликов, служат только одной цели – расколоть республику и вызвать межконфессиональную рознь. Но судя по реакции в обществе, эффект противоположный. Произошедшее осудили муфтият и даже спортивное сообщество во главе с чемпионом UFC Исламом Махачевым.
"Посыл нашей религии – быть доброжелательными ко всем людям. У нас в религии убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества", – заявил Махачев.
Все погибшие в теракте сотрудники внутренних дел будут представлены к орденам Мужества. До 26 июня в республике объявлен траур.