Столица Вьетнама – в российских флагах. Владимира Путина здесь ждали как друга и союзника. В Ханое – настоящая тропическая жара, но вьетнамским комсомольцам она нипочем. В 40-градусную жару и почти стопроцентную влажность студенты выстроились у дворца и ждут Путина.
– Мы любим российскую культуру. И мы любим Путина, – поясняет вьетнамская девушка.
Фотографии на фоне триколора в этот день делали все. Огромные очереди выстраивались у "Ауруса" с президентским штандартом. К государственному визиту российского лидера подготовился и военный оркестр. Музыканты разучили и "Калинку", и романс "дорогой длинную".
Кортеж Владимира Путина едет вдоль выстроившихся пионеров. Президента России встречает президент Вьетнама То Лам. Он в этой должности чуть меньше месяца. Для него это первый зарубежный гость. Для Владимира Путина же этот визит во Вьетнам уже пятый. Звучит гимн России и раздается 21 салютный залп.
Роты почетного караула Вьетнама, как и Кремлевский полк, вооружены советскими карабинами Симонова. Это еще одно напоминание о давнем боевом товариществе двух народов. Свою выправку бойцы вьетнамской народной армии демонстрируют президентам.
Протокольная церемония проходит во дворе Президентского дворца, куда, в спасительную прохладу кондиционеров, То Лам и приглашает Владимира Путина. Ранее этот дворец был резиденцией губернатора Индокитая.
Активное общение президенты начинают сразу после церемонии фотографирования. У России и Вьетнама богатейшая совместная история. В следующем году страны отметят 75-летие установления дипломатических отношений. Владимир Путин пригласил своего коллегу на следующий Парад Победы в Москву, в год 80-й Победы над нацизмом.
Заявления для СМИ по итогам переговоров президенты делают под огромным бюстом Хо Ши Мина – человека, под чьим руководством были изгнаны сначала французские колонизаторы, а затем дан отпор американской армии. И сейчас политическая ситуация в регионе снова неспокойная, ее президенты обсуждали в закрытом режиме.
– Мы рассмотрели целый ряд вопросов региональной повестки, затрагивались и актуальные международные темы. Подчеркну: позиции России и Вьетнама по ним во многом совпадают или близки, – отметил Путин в Ханое. – Мы заинтересованы в построении в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) надежной архитектуры безопасности, которая будет основана на принципах неприменения силы и мирного урегулирования споров. В ней не будет места закрытым военно-политическим блокам.
– Мы не будем вступать в союзы с третьими странами, чтобы не нанести ущерб независимости и суверенитету друг другу. Будем вносить вклад в мирное сотрудничество в регионе, – рассказал об одной из российско-вьетнамских договоренностей То Лам.
Полное название принимавшего Путина государства – Социалистическая Республика Вьетнам. И здесь остались верны заветам Хо Ши Мина. В четвертой статье Конституции Коммунистическая партия прописана как авангард рабочего класса, руководящая сила государства и общества. На площади Ленина в Ханое стоит памятник Владимиру Ильичу – только фамилия характерно для вьетнамского языка разделена на две части "Ле Нин".
Президента во Вьетнаме избирает парламент, почти все места в котором занимают коммунисты. А значит, встреча с генеральным секретарем Коммунистической партии Вьетнама – важнейшая часть государственного визита. Нгуен Фу Чонг – самый авторитетный политик страны. С ним Владимир Путин говорит об укреплении стратегического партнерства двух стран.
– У России и Вьетнама близкие позиции по многим актуальным международных проблемам. Мы разделяем идеи построения справедливого демократического многополярного мироустройства, с опорой на международной право, принципы суверенитета и равенства государств, – поясняет Владимир Путин.
– Товарищ Путин всегда оказывал особую поддержку вьетнамскому народу, нашим двусторонним отношениям. Наша партия, государство и народ всегда признательны и благодарны российскому народу за бескорыстную помощь и поддержку, которую оказывали Вьетнаму в нашем деле борьбы за свою независимость, строительство и защиту Родины, – выступил с ответной речью генсек Компартии Вьетнама.
Речь, конечно, о Вьетнамской войне, выиграть в которой северянам помогли тысячи советских военных советников и оружие, которое поставляла Москва. Жертвам борьбы с колонизаторами посвящен памятник Павшим Героям. К монументу – это обязательная протокольная часть госвизита – Владимир Путин возложил венок.
И еще одна церемония прошла у мавзолея Хо Ши Мина. Это здание возвел советский архитектор Гарольд Исакович, за что получил звание Героя труда Вьетнама. Владимир Путин почтил память основателя современной вьетнамской государственности и прошел внутрь, туда, где покоится забальзамированное тело коммуниста.
За один день президент России успел пообщаться со всеми ключевыми фигурами Вьетнама. Помимо президента и генсека партии состоялись переговоры еще с премьер-министром и со спикером парламента. А к вечеру Владимира Путина уже ждали в Ханойской опере. Здесь собрались выпускники советских и российских вузов. Военные, ученые, врачи и инженеры получали лучшее образование на русском языке. А теперь они получили возможность поговорить на нем с гостем из Москвы.
– Прежде всего разрешите мне представиться. Меня зовут Хонг Куан. По-русски это значит "Красная армия", – под аплодисменты поясняет свое имя один из бывших студентов.
– Для меня вы символ силы. Желаю удачи и вернуться к нам, – обращается к Путину вьетнамка.
– Отмечаю ваш русский язык! – тут же реагирует глава российского государства. – Вы говорите без акцента. И это здорово!
Всего за несколько десятилетий в нашей стране отучились 75 тысяч вьетнамцев. 3 тысячи получают образование прямо сейчас. Девушка начинает говорить по-вьетнамски, обращаясь к Владимиру Путину.
– Я еще так хорошо не изучил вьетнамский язык, как вы – русский, – предупреждает ее президент.
– Здравствуйте, президент Владимир Владимирович. Меня зовут Ань, я закончила магистратуру в Санкт-Петербургском государственном университете.
– Мы с вами "однокорытники", как говорят у нас, – смеется Путин.
– Я очень этому рада, я очень рада.
– Когда вы учились в Петербурге, вас, наверное, Аня звали там, да? – интересуется президент России.
– Да, Анечка.
Всем друзьям России интересна ее культура.
– Вы любите фортепьяно, вы любите музыку. И я хочу знать, какая самая любимая русская песня ваша? Скажите, – просят Путина.
– Я вообще просто люблю русское искусство народное и русскую классику, – немного растерялся Владимир Путин. – Но я бы не делил даже по национальному, по государственному принципу это музыкальное искусство. Я думаю, что и делить по национальному признаку, и ограничивать по национальному признаку, значит что-то запрещать по национальному или государственному принципу – это полная дурь. Нужно просто наслаждаться искусством и дать возможность людям делать то же самое. Поэтому и Чайковский, и Моцарт, и Шуберт, и Лист, и Бородин, и Мусоргский, и Глинка — это все люди, которые внесли колоссальный вклад в развитие мирового искусства.
Здесь же в опере прошел торжественный концерт в честь российского президента. В темноте зала – искусная инсталляция: тени образуют потрет Владимира Путина. На сцене вьетнамские артисты показали красоту своей музыки, исполнив мелодию на инструменте трынг, и проникновенно спели про русское поле.
Про итоги большого азиатского турне Владимир Путин рассказывает в аэропорту перед своим отбытием в Москву. Запад внимательно следил за поездкой российского лидера в КНДР и Вьетнам. На руководство последнего пытался повлиять Вашингтон. Но в Ханое любые намеки игнорировали.
– Что касается давления со стороны Вашингтона и других западных стран, – задал тему Путин. – Да, на кого-то это действует, на кого-то не очень. Но в любом случае я хочу подчеркнуть, поверьте мне, что так оно на самом деле и происходит: то хамство, с которым американские власти это делают, далеко не всегда идет им на пользу, а в стратегическом плане только во вред. Потому что этого снобизма никто не любит. И это никто никогда, даже в среднесрочной исторической перспективе, не простит.
Разговор с журналистами почти сразу выходит за рамки госвизитов. Звучат вопросы о предложенных Путиным позициях по переговорам с Украиной, которые на Западе восприняли прохладно.
– Я как раз такой реакции Запада ожидал, – признается Путин. – Но что будет дальше – время покажет. Здравомыслящие еще об этом задумаются. Уже сейчас говорят, что отказываться нельзя, надо задуматься.
Путин напоминает, что России Запад выдвигает ультиматумы.
– И я уже сто раз говорил про Стамбул, – напоминает о подписанных с Украиной соглашениях Путин. – Всех все устраивало! Что такого произошло, что они передумали? Не думаю, что нигилизм к нашим предложениям будет сохраняться вечно, но и наши условия могут меняться.
Условия меняются вслед за боевой обстановкой. А на фронтах спецоперации, и это признают даже союзники Киева, шансов переломить ситуацию практически нет.
– Предложения лежат на столе. Когда задумаются, зависит не от нас. Хоть завтра! – заявляет о готовности к конструктивным переговорам Путин.
Отказываясь от переговоров, Киев заявляет, что готовится к очередному контрнаступлению. Чем закончилась прошлая попытка, видел весь мир. Российская армия готова отразить и новый удар.
– Наши военные ко всему готовы. В Харьковской области мы создаем зону безопасности, – поясняет российский президент. – Опять Киев подталкивают к тому, чтобы любой ценой выйти на нашу границу и подать это как крупный успех под саммит НАТО и выборы в США. Я знаю, что есть команда "любой ценой". Она опять будет очень дорого стоить Украине. У нас нет цели к Харькову подходить. Посмотрим, что получится у противника.
С Запада все чаще звучат разговоры об атомном оружии. Генсек НАТО призвал привести ядерные силы Альянса в боеготовность. Путин напоминает, что российские силы стратегического сдерживания всегда в полной боеготовности. И Россия будет реагировать на подобные угрозы. Ядерная доктрина, как уже не раз заявлял Владимир Путин, это не догмат, а документ, который может корректироваться.
– Мы думаем о переменах. Это связано с понижением порога применения ядерного оружия на Западе. Разрабатываются боеприпасы сверхмалой мощности и на Западе витает идея их применения! Мы обращаем на это внимание. А превентивный удар нам пока не нужен, – отмечает Путин.
Азиатско-Тихоокеанский регион остается местом, где позицию России слышат и готовы с ней сотрудничать. Недавний визит в Китай, нынешние поездки президента в Северную Корею и во Вьетнам – доказательства того, что страны с многомиллионным населением готовы строить новый многополярный мир.