Принцип работы весьма похож на игрушечную технику с джойстиком. От нажатия тех или иных кнопок и вращения стиков зависит либо перематывание гусеничных лент силовой установкой, то есть движение корпуса техники, либо повороты башни.
Только здесь всё, разумеется, гораздо серьёзнее. Ведь гоняет российский командир не лёгкий кусок пластика на резиновом траке, а полноценный Т-72 массой свыше сорока тонн. Зрелище впечатляет и вновь даёт повод задуматься о технической эволюции, которая не остановилась ни на широкой номенклатуре беспилотных летательных аппаратов, ни на компактных наземных платформах.
Судя по одежде участников и ландшафту, видео снято весной. Т-72 двигается, крутит башней и, судя по всему, если потребуется – готов вести огонь. Но внутри танка никого. Оператор стоит неподалёку с джойстиком и шлемом виртуальной реальности.
"Это действие, на самом деле, совершенно не новое. То, что мы видим – это удаленный экипаж. Это коллективный оператор, это удаленный экипаж", – поясняет Александр Шарковский, военный эксперт, специальный корреспондент газеты "Аргументы Недели".
Модернизации подвергся трофейный танк, украинская версия Т-72А. В нём нет никакого хай-тека. Специалисты из Незалежной немного поработали над ходовой частью и добавили свои устройства наблюдения и телеметрии. Это означает, что система, превратившая машину в беспилотник, универсальная. И не требует наличия на танке какой-то сложной электроники.
"Технически это уже давно исполнимо. Есть разнообразные сервоприводы, которые могут передавать сигнал на механические приборы. Я думаю, на горизонте десяти лет появятся эти дроны, и в таком же массовом количестве, как мы видим дроны в воздухе", – полагает Вадим Козюлин, научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ.
Россия здесь точно будет в числе лидеров. У нас подобные системы разрабатываются давно. Самая известная – это "Прометей", детище ковровских оружейников. Комплекс можно установить хоть на танк, хоть на бронеавтомобиль, хоть на гражданскую технику.
"Целей и задач очень много. Первая – это, конечно, спасти жизнь экипажа. Это позволяет сильно повысить живучесть техники. В случае танка на радиоуправлении, если машина получает несколько попаданий, которые могли бы убить экипаж, но для техники они не вызывают проблем", – поясняет Кирилл Фёдоров, военный эксперт.
Пока переводить все танки на радиоуправление не планируется. Дело в том, что на боевых характеристиках машины это сказывается негативно. Механик-водитель не чувствует ландшафта. И не может эффективно выбирать маршрут и скоростной режим. Командир, не ощущая опасности, с большей вероятностью подставит технику под удар. И это, не говоря о том, что грамотный РЭБ способен превратить беспилотник в бесполезную груду железа. Но в то же время, например, многие танки сейчас используются как подвижная артиллерия. Для этого не требуется сложного маневрирования. А значит, нет необходимости подвергать опасности экипаж.
"Безусловно, экипаж в танке будет давать преимущество. Потому что, всё-таки, это человек. Он может острее реагировать, нет потери сигнала. Но в каких-то моментах эти машины могут, даже получая повреждения, выполнять боевые задачи", – отмечает Кирилл Фёдоров, военный эксперт.
Ну и еще один интересный факт: наши враги такого проделать не смогут. По одной простой причине: весь западный хлам, подаренный киевскому режиму, а это и "Леопарды" с "Челленджерами", даже американские "Абрамсы" не имеют автомата заряжания. Они физически не способны перезаряжаться без человека.
Так что, беспилотные танки – это наша технология. И мы продолжаем её развивать, оставляя позади западных технологичных гигантов. А враги пусть для начала придумают, как сделать, чтобы снаряды сами попадали из БК в основное орудие. До роботизации им еще надо дорасти.