Непредсказуемая погода – это первое, что поражает на Чукотке.
Второе – ездовые собаки. Упряжка – главный транспорт охотников. В одной упряжке 10-14 собак, и каждая требует от хозяина ежедневного ухода и внимания.
"От хорошей упряжки жизнь зависит, потому что если плохая упряжка, то в тундре пропадешь", – предупреждает каюр Колянто.
Дедушка Колянто – местная знаменитость, участник и призер легендарных гонок "Берингия" и "Надежда". Он один из немногих, кто способен в одиночку отправиться на собаках за много километров.
То, что на Чукотке нет дорог – не преувеличение. На весь полуостров 30 километров федеральной трассы между Анадырем и аэропортом Угольные копи. Да и то часть ее проходит по льду лимана, поэтому летом надо переправляться на пароме или вертолете. 21 век, а жизнь здесь измеряется не днями и часами, а "чаевками". Например, до поселка Уэлькаль, расположенного у входа в залив Креста, одна "чаевка" – то есть день или ночь пути по автозимнику.
"Просто тундра под низом. Могут быть ручьи или болота, как здесь. Несколько вездеходов прошли, вот и дорога", – говорит Дмитрий Коваленко, водитель вездехода повышенной проходимости.
Едем ночью, потому что морознее, зимник в это время года уже "плывет". Тут вообще каждая поездка – испытание. Плюс-минус метр – и застрять можно на всю жизнь.
Сказать, что после распада СССР на Чукотке не обновлялось ничего, неправильно. В Уэлькале с населением чуть больше 100 человек отличная школа и благоустроенные коттеджи времен губернатора Абрамовича. Недавно открыли ФАП. Но расти еще есть куда.
"Чтобы было много красивых домов, чтобы было озеленение и детские площадки, как минимум нужно удвоить спортивную площадку", – планирует Вячеслав Кевкун, глава поселка Уэлькаль.
В регионе с населением всего 47,5 тысячи человек (предпоследнее место в России) на 720 тысяч квадратных километров (почти полторы Франции) все необходимое десятилетиями завозится только в навигацию. А это минимум плюс 500 рублей к цене килограмма любого груза. Поэтому делать здесь приходится все и сразу.
Плюс 5 градусов. Солнечно. Лучший повод прогуляться по самому северному городу Певеку на побережье Северного Ледовитого океана. Сегодня за Певеком следит весь мир, потому что здесь успешно работает первый в мире плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов".
"От нас многое. Мы хоть атомная станция малой мощности, но для отдельного региона мы атомная станция огромной мощности", – говорит Виктор Елагин, главный инженер ПАТЭС "Академик Ломоносов".
"Плавучка", как ее здесь все называют, явление космическое и высокотехнологичное. На ее энергии город активно растет, работать в Росатом на Чукотку едут со всей России. Платят хорошо и северный коэффициент тоже есть.
Чукотка – значимая часть Северного морского пути. В Певеке уже проектируется строительство нового морского терминала – порта Чаун с мощной энергетической базой. Это выведет на проектную мощность уникальное Баимское месторождение. Там уже построена взлетно-посадочная площадка, тянут всесезонную дорогу, возводят новый поселок. На пике строительства ГОКа – это свыше 10 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест, в том числе и для жителей Чукотки. Благодаря Баимке Россия превратится из импортера меди в экспортера, а Чукотка сможет уйти с дотации и начнет содержать себя сама.
"Очень важно развивать экономику, потому что те деньги, которые мы получаем в бюджет через налоги, они, конечно же, будут направляться в социальную сферу. У нас есть несколько проектов, которые являются, безусловно, нашей гордостью, значимы для России и в целом заметны на мировом уровне", – объясняет Владислав Кузнецов, губернатор Чукотского автономного округа.
На месторождении Майское ведется добыча золота. Минеральные ресурсы уходят на глубину 1000 метров. Масштабы горных работ можно оценить по высоте отвалов. Обогащают измельченную руду флотационным методом. При помощи воздуха и реагентов драгоценный металл (золото) накапливается в пузырях – флотационном концентрате. Его фильтруют, сушат и отправляют на переработку на металлургический комбинат.
"Здесь у нас 62 грамма на весь этот мешок. Вот этот концентрат, а все думают, что мы выпускаем слитки", – показывает Наталья Ионина, главный инженер обогатительной фабрики.
Одновременно с инвестиционными проектами развивается социальная сфера, растет современная инфраструктура.
Чукотка – это не только край суровых природных условий. Здесь бесплатный общественный транспорт и абсолютно вся медицина: компьютерная томография, УЗИ-аппарат экспертного класса, эндовидеохирургическая техника для проведения оперативных малоинвазивных вмешательств, прекрасно развита офтальмология.
"Люди приезжают на Чукотку из разных регионов, они привозят методики с кафедр, где они учились, и они служат для оказания медпомощи", – объясняет Марина Острась, главный врач Чукотской окружной больницы.
Для поддержки врачей и учителей на Чукотке действует несколько региональных программ. Можно воспользоваться компенсацией аренды жилья или льготной ипотекой, первоначальный взнос оплачивает округ. И чукотская аварийка расселяется, пусть и потихоньку. 3 тысячи метров по поселкам уже есть, еще столько же рассчитывают сдать к концу года.
Еще одна задача – продовольственная безопасность региона. Молоко, мясные продукты и хлеб на плечах комбината "Полярный".
"Мы летом производим завоз всего сырья для производства мясной и молочной продукции. Хрустящий горячий хлеб. У вас таких хлебов нет", – уверяет Михаил Филиппович, директор пищекомбината "Полярный".
В анадырских пабликах с новостями о небывалом урожае огурцов гремит тепличный комплекс Макатровых. Экскурсию проводит хозяйка – многодетная мама и предприниматель. Проект в экстремальных условиях вечной мерзлоты реализован, в том числе, за счет госсубсидий. Оснащение и семена российские.
"У нас огурец вполовину дешевле и красивый", – гордится Наталья Макатрова, руководитель проекта "Живая зелень".
Ассортимент и его стоимость в магазинах – едва ли не первый пункт в разговорах с жителями Чукотки. В единственном на весь округ супермаркете "Мариинский" есть все, но цены пока кусаются. Снижения ждут, принят новый федеральный закон о северном завозе. Чукотке из-за короткого окна навигации отдан приоритет по загрузке. Плюс прямое субсидирование социально важных продуктов и товаров в дополнение к окружным субсидиям. А еще вложения в дороги, авиацию, интернет и, конечно, профильное образование – 50 миллиардов. Такой объем вложений впервые за многие годы.
Чукотка сильно изменилась за последнее время. Средний возраст жителей – 36 лет. Чукотка вообще очень энергичный регион с крепким характером. 12-летние хоккеисты из поселка Эгвикинот на матч с легендами советского хоккея ехали по бездорожью 12 часов.
Гостей на Чукотке ждут, любят и умеют встречать. Появились даже туры выходного дня из Москвы и Санкт-Петербурга. Например, только здесь можно половить корюшку на стыке двух полушарий. А есть еще киты и белые медведи. Чукотка – это действительно интересно, красиво и недалеко. Из Москвы сюда лететь 8 часов прямым рейсом, она ближе, чем Камчатка. И тут не всегда холодно, низкие температуры воспринимаются совсем не так, как на материке, нужно просто теплее одеться. К тому же Чукотка – это очень вкусно.
Повар Тонгсук Чаннамом из Таиланда. В Анадыре участвует в международном кулинарном проекте "Гастрокэмп". Превращает традиционную чукотско-эскимосскую кухню с диким мясом и травами в высокую. Оценивает новаторство совет старейшин Чукотки.
В мае на Чукотке отмечают Кильвей – праздник новой жизни, праздник первого теленка. Тундровики собираются все вместе и проводят свои обряды, посвященные преумножению стада.
"Ожидаем получить приплод где-то около 43 телят", – говорит Олег Ятынто, начальник управления сельского хозяйства.
Эксперты утверждают, что оленеводство сегодня – это один из самых прибыльных сельскохозяйственных бизнесов.
"Лучше оставаться в тундре и работать. Зарплата 120 тысяч, при этом еще льготы идут на питание. Цена на мясо тут другая", – объясняет Аркадий Макушкин, директор СХП "Кончаланкий".
Жизнь в первозданной тундре в меховых ярангах – это отдельная тема и особая романтика.
Оленеводство и морская охота – важные источники дохода для местных жителей и образ жизни. Они позволяют сохранять и развивать национальную культуру. О ветре, духах природы и собачьей упряжке поет и солистка местной рок-группы Вероника Ушолик.
- Я хочу жить и работать на Чукотке.
Чукотский рок облетел уже практически весь мир. Музыканты из Анадыря выступают и в Канаде, и в Гренландии. В этих современных песнях голоса древних северных шаманов зовут, манят на Чукотку – землю настоящих людей, где еще так много неизведанных мест.