Тема:

Обмен санкциями 1 день назад

В санкциях против российского урана США оставили для себя лазейку


Wikipedia

Введённый США запрет на импорт урана из России начнёт действовать с 12 августа этого года и продлится до 1 января 2028 года. Так Госдеп прокомментировал закон, подписанный в понедельник Джо Байденом и одобренный ранее конгрессом. Документ вызвал протест у американских компаний, поскольку каждая пятая АЭС в Соединённых Штатах работает именно на российском урановом топливе.

Дрожала ли рука Байдена в момент подписания этого документа, история умалчивает. Но невзирая на заявления советника американского президента Джейка Салливана о том, что закон о запрете импорта российского урана в США снизит зависимость Штатов от России в области гражданской ядерной энергетики, а значит укрепит энергетическую и экономическую безопасность, подобные ограничения крайне негативно скажутся на всей американской экономике.

Из комментариев Росатома:

"Принятый в США закон о запрете импорта российского обогащенного урана считаем дискриминационным и нерыночным. Очевидно, что подобные решения, имеющие политический подтекст, носят деструктивный характер для устойчивого функционирования глобального рынка товаров и услуг ЯТЦ. <…> Российские предприятия атомной энергетики сегодня располагают самой современной производственно-технологической базой, их деятельность сбалансирована по всему ядерному топливному циклу. <…> Росатом сегодня прочно удерживает позиции мирового лидера в атомных технологиях и продолжит развивать отношения с зарубежными партнерами, заинтересованными в долгосрочном сотрудничестве".

Этим документом Байден смело стреляет в ногу не только себе, но и своим преемникам, – как минимум следующим четырем президентам США. Ведь ограничение будет действовать до 2040 года.

"Не имея достаточного количества национальных обогатительных мощностей, Вашингтон наносит ущерб своей экономике. Причем финансовые потери для США будут куда больше, чем для России. Однако местным стратегам главное навредить нашей стране. Интересы потребителей к российскому качественному и высококонкурентному сырью здесь просто игнорируются. Немаловажно и то, что без нашей урановой продукции многие хваленые зеленые проекты могут провалиться", – заявил Анатолий Антонов, посол России в США.

Тем временем, по официальным данным, 25 процентов импорта услуг по обогащению урана (или 20% от общей потребности американских АЭС) приходятся на Россию. В простых числах: каждая пятая атомная станция США работает на топливе, произведенном из российского обогащенного урана. Возможно, именно поэтому в законе оставлена лазейка – до января 2028 года Минэнерго США сможет выдавать разрешения на импорт из РФ в случае, если другие поставщики не найдутся.

"Заместить Росатом прямо сейчас невозможно, – утверждает Александр Уваров, главный редактор портала по атомной энергетике AtomInfo.ru. – Кроме него есть только два поставщика в мире. Это две европейские компании, их мощности сейчас загружены до предела и взять замену просто неоткуда. Запасов на складах США тоже нет, запас топлива в среднем оценивается, как один год. Поэтому вот такой вариант с исключениями".

Об исключениях стали просить еще до того, как документ был подписан Байденом, но уже утвержден палатой представителей и конгрессом. Первой о своем намерении воспользоваться лазейкой заявила американская компания "Сентрус", производящая топливо для местных АЭС. И по прогнозам экспертов, она не будет единственной. Весь минувший год, пока документ обсуждался на парламентском уровне, рынок реагировал крайне нервно, взвинчивая цены на урановую продукцию.

"Дефицит обогащенного урана и так нарастал последние годы, – говорит Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности. – И если в 2021-2022 годах цены еще держались на уровне 30 долларов за фунт, то сейчас они составляют 90. Сейчас можно ожидать, что цена на рынке урана может еще больше возрасти, и это ударит уже по всей мировой ядерной энергетике, это прежде всего сами Соединенные Штаты и Евросоюз".

О том, что ввод санкций против Росатома – решение непрактичное, еще в феврале заявлял глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси. По его оценкам, Запад слишком зависим от российского сырья и подобное решение, в случае принятия на уровне Евросоюза попросту остановит атомную промышленность во многих странах, а само снижение зависимости от российского ядерного сектора будет стоить Европе миллиардов. Какую цену за это очевидно нерыночное решение заплатит Вашингтон, будет понятно уже в течение ближайшего года. Именно на год, по оценкам экспертов, хватит того количества российского урана, которое на данный момент хранится на американских складах.