Еще неизвестно, чем легче управлять, – гаубицей или буханкой. Дороги под Донецком такие, что машина буквально тонет, а затем выныривает из ям.
Дальше на позиции пешком. С особой осторожностью.
- Только внимательно под ноги смотри – тут "Лепестки" раскиданы.
И вот – подтверждение слов сопровождающего.
- Враг нас усеивает "Лепестками".
- Он сейчас в боевом положении?
- Да. Если до него дотронуться, он взорвется.
Расчет гаубицы Д-20 Первого донецкого армейского корпуса теснит противника подальше от столицы республики.
Д-20 работает на максимальную дистанцию – 18 км. Снаряды уходят строго на запад.
Съемочная группа "Вестей" уже приезжала к этим парням, но тогда они стояли на других позициях. Перекат, то есть смена этих самых позиций, – верный признак того, что фронт не стоит на месте.
- Противника мы уничтожаем, он отступает, позиции мы стираем. Наши штурмовые подразделения продвигаются вперед. Мы тоже продвигается вперед. Противнику сейчас очень тяжело – не даем никаких подвозов ему. Наша разведка работает 24 на 7.
Новую позицию замаскировали и укрепили. Противодронный навес оказался не лишним.
- Попадание "камикадзе" уже было, но расчет успел уйти в стороны, никого не задело, ничего не случилось плохого.
Специальный номер расчета следит за небом. Противодронное ружье каждый день приземляет вражеские птицы.
- Заметили дрон, берем ружье, смотрим в прицел, зажал кнопку и держишь его. Он зависает, а второй человек пытается уже его сбить с автомата.
"Боец" с позывным Пумба – полноправный член этой дружной команды, везде сопровождает расчет.
- Мы волновались, что здесь много всяких "Лепестков", что он может наступить. А потом подумали – да что с ним случится! Живучий пес. Пыльный. Тушенки еще много на него потрачено – так что…
На каждом новом месте Пумба проявляет свои лучшие сторожевые качества.
***
Мощная артподготовка предваряет штурм укрепрайона боевиков ВСУ на окраине Часова Яра. На огневом рубеже расчет легендарного командира реактивной батареи Ивановского соединения ВДВ – Героя России с позывным Турист.
"Уничтожаем технику противника, которая малоподвижна – броня, которая осуществляет подвоз боеприпасов. Ну, в основном, пехота и взводно-опорные пункты", – говорит командир реактивной батареи с позывным Турист.
Зигзагообразные окопы ВСУ в дыму – десант идет на штурм.
"Мы сразу спешились, сразу вступили в бой. Механики-водители с данной пушки помогали, прикрывали нас наводчики-операторы с 30-миллиметровой", – рассказывает командир штурмовой группы с позывным Шах.
Координируют действия нашей крылатой пехоты операторы разведывательных беспилотников.
Точный и сокрушительный залп по врагу – наши артиллеристы помогают продвижению штурмовым отрядам.
Снаряды – осколочно-фугасные. Взрыватель МРВ-У (механический реакционный взрыватель унифицированный) штатный, тоже осколочно-фугасный. Они уже готовы, все закручены. Остается только их зарядить.
Вес каждого снаряда – 80 килограммов. Дальность стрельбы – до 20 километров.
На командном пункте дивизии непрерывная боевая работа.
"Я поставил задачу – до вашего левого фланга полностью заминировать эту дорогу, чтобы беспрепятственно к вам никто не мог подойти – ни со стороны дороги, ни с фланга, ни с 3-го парашютно-десантного батальона", – говорит командир гвардейской 98-й воздушно-десантной дивизии ВДВ Евгений Тонких.
Снаряды ложатся точно в цель: ивановские десантники уже заняли окопы ВСУ. Ручные гранаты летят во врага – сопротивляться боевики не в силах.
Лесной массив на западной окраине Часова Яра обороняли солдаты 67-й бригады ВСУ.
"Противник сейчас от нас находится, на ряде участков, на расстоянии не более ста метров. Естественно, для противника это вызывает определенную обеспокоенность, это, естественно, страх, что в любой момент могут начаться дальнейшие штурмовые действия", – объясняет командир батальона с позывным Запад.
За мужество и героизм, проявленные в ходе спецоперации, десантникам Ивановского соединения ВДВ награды вручают прямо на передовой.