Первая группа беженцев уже определена и отправится подальше от Туманного Альбиона уже через пару месяцев. За ними – следующие, а дальше их судьба будет уже проблемой правительства Руанды. Кстати, когда два года назад еще у Джонсона спросили, могут ли беженцы из Украины быть депортированы в Руанду, он не исключил такую возможность, если украинец проник на Британские острова нелегально.
Руанда – бедная африканская страна к югу от Сахары с преимущественно сельским населением. ВВП на душу населения – менее 2 с половиной тысяч долларов, 175 место в мире. Бывшая бельгийская колония долгие десятилетия страдала от конфликтов между племенами. А 1990 пережила страшнейший геноцид в истории, когда были истреблены более миллиона представителей народа тутси.
Ситуация с правами человека там и сегодня далека от идеала. Для высланных мигрантов из Великобритании Руанда курортом точно не станет.
Из всех возможных способов избавиться от нежелательных людей британские власти выбрали самый экзотический – отправлять их в Руанду. У лондонского представительства этой страны очередей из оформляющих документы пока не наблюдается. Впрочем, нелегальным мигрантам, которых собираются депортировать в Руанду, здесь и не придется простаивать – им выдадут билет в один конец.
На днях кабинет Риши Сунака устранил последнее препятствие на этом пути: британский парламент принял закон, объявляющий Руанду безопасной страной, и дал зеленый свет предстоящей депортации.
"Мы готовы, система работает. Полеты будут осуществляться, чтобы ни случилось, и никакой иностранный суд не помешает нам", – заявил Сунак.
За последние два года в Британию нелегально проникли больше 76 тысяч человек. В основном, это беженцы из стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Самый популярный маршрут для них – переправка через пролив Ла-Манш. Перегруженные людьми надувные лодки почти ежедневно отправляются из Франции в сторону Англии. Британские министры пытаются убедить всех, что если мигранты будут знать о том, что их отправят в Руанду, то им незачем будет плыть.
В день, когда в Лондоне был принят закон, позволяющий такую депортацию, в водах Ла-Манша утонули 5 человек. Трагедия произошла у французского берега: за место в резиновой лодке началась драка. Трое мужчин, одна женщина и семилетняя девочка выпали за борт и захлебнулись. Оставшиеся в лодке восприняли эту трагедию всего лишь как задержку в пути.
"57 человек, находившихся в шлюпке, остались на борту, предпочитая, чтобы их не спасали. Им удалось снова запустить двигатель, и они решили продолжить путь в сторону Великобритании под наблюдением ВМФ", – рассказал префект Па-де-Кале Жак Бийан.
Несмотря на все договоренности и финансовые вливания со стороны Британии, французским властям эти люди тоже не нужны. Случается, что жандармы протыкают ножом лодки у самого берега, но в открытом море их даже не пытаются останавливать.
Мигрантов принимают британские пограничники и доставляют их в английский порт Дувр. С этого момента начинается долгий этап разбирательства. Дела о предоставлении убежища рассматриваются в Британии даже не месяцами, а годами. Все это время мигрантов нужно где-то размещать и кормить. После серии скандалов из-за жутких условий в центрах временного содержания, мигрантов определяют в гостиницы. В районе лондонского аэропорта Хитроу некоторые отели теперь полностью заселены такими людьми.
Мигранты все прибывают, и расходы на них только растут. Их размещение и содержание обходятся британской казне в восемь миллионов фунтов стерлингов в день. Получается, в год больше двух с половиной миллиардов.
Для владельцев отелей это очень выгодные контракты. В таких местах всегда много охраны. Посторонних, особенно журналистов, здесь не жалуют. Постояльцы довольны: их обеспечивают всем необходимым, включая трехразовое питание.
"В номерах – микроволновки, есть прачечная и все, что необходимо. Единственное, чего не хватает, это разрешения на работу. Потому что, если находиться в таком месте долгое время, например, несколько месяцев или несколько лет, то у многих людей это парализует мозги, и они рассчитывают только на пособия", – говорит беженка из Афганистана Самина.
Самина перебралась в Англию два года назад – она бежала из Афганистана. Теперь ждет решения своей судьбы. Надеется, что ей повезет, и ее не отправят в Руанду.
"Это будет ужасно, даже унизительно, но что остается делать!? Приходится принимать вещи такими, какие они есть. А какие есть варианты!?" – добавляет Самина.
Первую партию мигрантов обещают отправить через 10-12 недель. В британском министерстве внутренних дел подготовили список для первой партии – в нем всего лишь 150 человек. По оценкам аудиторов, депортация каждого из них обойдется казне в один миллион восемьсот тысяч фунтов стерлингов.
Стоимость проекта в целом составляет уже полмиллиарда фунтов, хотя ни одного мигранта до сих пор не отправлено. Отстроенный на английские деньги хостел с говорящим названием "Надежда" в руандийской столице Кигали два года, как стоит пустым.
"У нас есть площадка для развлечений, поле для мини-футбола, баскетбола и волейбола. Также есть места для курения", – поясняет управляющий директор отеля Бакина Исмаэль.
Власти Руанды заявляют, что готовы принимать мигрантов хоть завтра.
"Людям следует помнить, что это партнерство существует уже два года и под него предусмотрен бюджет, рассчитанный на заботу о мигрантах по прибытию в Руанду: есть деньги для их временного проживания, для оформления документов, есть все необходимое, чтобы обеспечить их жизнь в Руанде. Все спланировано, деньги есть, все на месте", – заявляет заместитель пресс-секретаря правительства Ален Мукуралинда.
Добровольцев, желающих отправляться в Руанду, среди мигрантов пока что нет. Те, кто не желают ехать, имеют право подать апелляцию в министерство внутренних дел. Еще остается европейский суд по правам человека. Как будут обходить наложенные им запреты, пока не ясно. Верховный комиссар ООН по делам беженцев заявил, что такое соглашение между Великобританией и Руандой противоречит международному праву.
"Согласно этому соглашению, лица, ищущие убежища в Великобритании, будут перевезены в Руанду до рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища. Затем национальная система предоставления убежища в Руанде будет отвечать за рассмотрение их потребности в международной защите. Люди, перемещенные в Руанду, даже если им будет предоставлен статус беженца или гуманитарный статус, останутся в Руанде. Это соглашение предлагает модель предоставления убежища, которая подрывает глобальную солидарность и существующую международную систему защиты беженцев. Оно несовместимо с международным правом, касающимся беженцев", – отметили в ООН.
В Лондоне твердят, что депортации необходимы, чтобы остановить нелегальный трафик людей.
"Ситуация такова, что на данный момент преступники принимают решения относительно политики предоставления убежища и иммиграционной политики. Они делают это не ради блага переезжающих людей, они делают это ради своей собственной эгоистичной финансовой выгоды", – утверждает министр внутренних дел Великобритании Джеймс Клеверли.
Джеймс Клеверли защищает руандийский проект по долгу службы. Раньше он считал его бессмысленным и даже называл "чушью", но это было до того, как он занял пост министра внутренних дел. Его заместитель Крис Филп, как выяснилось, не знает, что Руанда и Конго – это две разные страны.
Мигрантов готовы выпихнуть, куда угодно, лишь бы подальше от Англии. В британском правительстве обсуждались варианты соглашений с такими странами, как Ботсвана, Коста-Рика, Берег Слоновой Кости и даже Армения.
Джеймс Клеверли на этой неделе отправился в Италию. Там те же проблемы и даже масштабнее. В январе итальянцы заключили соглашение об отправке мигрантов Албанию, где готовы принимать ежегодно по 36 тысяч человек. Они будут находиться в центрах временного размещения, пока итальянские власти решают вопрос об их дальнейшей судьбе. Это соглашение также осудили Верховный комиссар ООН по делам беженцев и многочисленные правозащитные организации.
"Они создают двойные стандарты для просителей убежища, которые все будут содержаться под стражей в этих центрах в Албании, не имея никакого интереса к тому, чтобы законодательство соответствовало европейским и итальянским стандартам", – говорит депутат от Демократической партии Италии Лаура Болдрини.
В критиках недостатка нет: президент Франции Макрон, рассуждая о соглашении между Британией и Руандой, заявил, что он не понимает, как можно депортировать людей в третьи, неизвестные им страны.
"Мы создаем геополитику цинизма, которая предает наши ценности и приведет к созданию новых зависимостей, и которая окажется совершенно неэффективной", – заявил Макрон.
В двух шагах от университета Сорбонны, где выступал Макрон, полиция вытаскивала из палаток, обосновавшихся на берегу Сены мигрантов. Летом в Париже будет проходить Олимпиада и такие зрители здесь не нужны.
"Это еще один пример социальной чистки, которая происходит в Париже перед Олимпийскими играми. Полиция эвакуирует все лагеря в Париже, потому что они хотят видеть Париж чистым для Олимпийских игр и для туристов. Они не хотят видеть Париж городом, полным мигрантов и просителей убежища", – поясняет член неправительственной организации Utopia 56 Элиас Хуфнагель.
По оценкам ООН, в прошлом году в Европу только через Средиземное море пробрались 270 тысяч мигрантов. В этом году еще 50 тысяч. Так формируется миллионная армия никому не нужных и готовых на все людей.
Мэр портового города Вимро, где на этой неделе утонули пятеро мигрантов, пытавшихся пересечь Ла-Манш, уверен, что англичане зря затеяли возню с Руандой. Тех, кто нацелился попасть туда, страшилками не остановить.
"Когда британский министр по делам миграции был здесь в последний раз, чтобы провести обход и посмотреть, что они финансируют, и я поговорил с ним, и он сказал, что они собираются голосовать по законопроекту о Руанде. Я ему ответил, что это не изменит ситуацию совершенно", – говорит мэр города Вимро Жан-Люк Дюбаль.
За четыре месяца этого года в Британию через Ла-Манш уже перебрались шесть с половиной тысяч человек.