– Товарищи бойцы, представляю вам нового солдата. Рябинин Николай Сергеевич.
В жизни, полной удовольствий, у либерального писателя Рябинина однажды происходит духовный перелом. Столичный "тусовщик" с негероической фамилией отправляется в зону боевых действий искать брата-ополченца.
– Пассажир, со мной в кабине поедешь.
"И эта душа, избалованная своим талантом, любовью родителей, женщин, может быть, совсем случайно вдруг начинается откликаться на беды мировые", – отмечает писатель Александр Проханов.
В водовороте этих бед поиски брата – метафора выразительная. Она вообще про судьбу двух братских народов, которые, так уж вышло, разошлись в историческом безвременье. Но старший собрал силы и протянул руку помощи.
– Лет 10 назад я увидел в окно, как его бьют в нашем дворе, двое на одного. И я не вмешался. Не влез в драку. Испугался, струсил, предал его. Теперь я должен его найти, – объясняет мотивы своих поступков главный герой картины.
"Он откликнулся на этот зов. И он бросил родные сердцу кружки, вечеринки. Бросил свою карьеру, которая здесь, в тылу, в Москве, обещала ему призвание. И он отправился на этот зов", – говорит писатель Проханов.
– Ты куда?
– К своим, за братом.
"Позывной "Пассажир" – военная драма, снятая по мотивам романа Александра Проханова "Убийство городов". Книга выросла из поездки писателя в Донбасс в 2014 году, когда киевский режим отправил карателей убивать беззащитных людей.
"Когда я туда поехал, я написал книгу "Убийство городов" о том странном моменте непонимания этой беды здесь, в столице, когда люди отворачивались от беды", – добавляет Проханов.
В истории мучительного нравственного взросления в лице Рябинина – собирательный образ всех, кто стыдливо отворачивался. Тех, кто вначале еще не понимал трагедию Донбасса, не чувствовал русской боли.
– Чего? Где там, на Донбассе? Что он там делает? Мы чужая страна, пусть сами разбираются.
– Чужая страна? Сами разберутся? Вот поэтому все и произошло. Из-за таких, как ты. Все умные такие стали. В 1990-х годах все орали: "чужие, не свои, разберутся".
"Самое главное, была тема затронута Донецка, Донбасса. Нужно ее взрыхлить, "взлохматить", – отмечает актер и режиссер Александр Михайлов.
Эту историческую амнезию, моральную глухоту в уютном обществе потребления, охватившие умы многих, вдребезги разбивает фронтовой Донбасс на примере заново переписанной судьбы писателя, художника, который однажды все-таки проснулся.
Донбасс перепахал Рябинина, как перепахало чернозем самого Донбасса смертоносное железо. Здесь смерть в сантиметре обжигает кожу, а жизнь ничем и никем не гарантирована. Столичный писатель выздоравливает через боль. В пахнущих тротилом воронках он вновь становится русским.
"Меня утвердили на эту роль без проб. В меня поверили. И моей задачей на протяжении всех съемок была простая линия – никого не подвести", – признается Антон Шагин.
Война и мир в картине – не в окопах, они зарыты глубже в души героев, за которые идут бои уже далеко не местного значения.
– Не мы эту войну начали. Но мы ее закончим и заново страну соберем. Крым подобрали, подберем и Донбасс.
– Не дано подобрать. Не с Украиной воюете. С Европой, с НАТО, с Америкой. Зад тебе надерем!
Это, пожалуй, ключевой момент ленты. Рвущий сердце диалог двух выпускников Киевского общевойскового командного училища – когда-то граждан одной страны и одной присяги, когда-то друзей. А теперь даже не врагов, а носителей разного мировоззрения.
– Надерете? Убивая язык, надерете? Наш язык, Миша, русский, родной, на котором мы взрослели, росли, учились. Запретили этот язык. Растоптали язык, исковеркали. Нет, Миша. Разные книжки мы с тобой читали и по-разному видим. Не надерете, Миша, не надерете. Вы в ненависти, а мы в любви, в гневе. Но правда с нами.
И эта правда – точнее, пронзительная честность – в каждом кадре и каждой сцене картины. Многие герои ленты – непосредственные участники реальных боев за Донбасс на передовой.
– Осколки летят 50 сантиметров от земли. Как бы ни было трудно, 10 раз, 100 раз –падайте. А кто-то не падает, думает, что пронесет. Не проносит! Падайте, пацаны.
"То, что мы делаем это очень правдоподобно, потому что мы не играем, а живем. Стараемся все максимально приблизить к реальности", – признается Сослан Фидаров.
Звезда фильма "Девятая рота" актер Сослан Фидаров отправился добровольцем в Донбасс еще в 2014 году, чтобы "поквитаться" с боевиками "Правого сектора" (запрещена в РФ) (запрещен в России, признан террористической организацией), которые в 2008 году вместе с грузинскими войсками напали на Цхинвал. Актер воевал в интернациональной бригаде "Пятнашка". Широкий резонанс получил тогда его ответ бывшему коллеге, предателю Артуру Смолянинову (признан иноагентом, внесен в список террористов и экстремистов), который заявил о готовности стрелять в Фидарова на поле боя. Свои личные военные воспоминания Сослан перенес на экран.
"Я забежал в подвал тогда в Ясиноватой, я как сейчас это помню. Два стула деревянных, на них ребенок, года ему еще не было. Мать плачет. Я говорю, надо собираться и надо уезжать отсюда. Поэтому, Артур, что бы ни говорил там, пускай бы приехал и посмотрел, как это на самом деле выглядит. Что это было на самом деле и как это выглядело", – предлагает Сослан Фидаров.
Черты предавшего Отчизну актера Смольянинова проглядывают в описании еще не пережившего ментальную эволюцию писателя Рябинина, в жесткой реальности, где наизнанку вывернуты правда и ложь, в которой гражданское противостояние проходит через целые семьи. Как когда-то в казачьем "Тихом Доне" парень из ВСУ с украинской фамилией решает поступить по совести.
– Не смог я с ними, сбежал. Наверное, считаюсь предателем. Но убивать свой народ не могу.
А рядом его антипод, по крови русский и по рождению тоже. Но русского он в себе когда-то убил. А потом пошел убивать русских в других.
– Русский я, русский. Терентьев Василий. Простите меня.
"Фильм о том, что нельзя убивать беззащитных людей, что это отзывается в нас болью, и всегда хочется помочь. Это очень грубо. Это не останется безнаказанным, какими бы правдивыми словами это не прикрывалась. Я имею в виду уничтожение Донбасса", – рассказывает о картине режиссер Илья Казанков.
– Звери же не виноваты, что война. Они же не могут себя защитить, как люди. Но и люди порой не могут. Так что их нужно защищать другим.
Ребенок войны закрывает сердце самодельной двусторонней "кольчужкой". Это еще один образ нашей вековой культуры как символа веры и защиты. У нас общий Пушкин и Гоголь тоже общий – и на Волге, и на Днепре. Поэтому культуру нацисты уничтожают первой.
Свой сюжет Александр Проханов задумывал как полотно об исторической контратаке России после черной дыры 1990-х, о начале сращивания разрубленных когда-то по живому русских, пространства и единого русского народа, вставшего сегодня на защиту своего исторического бытия.
"Я нахожусь среди народа, который контратакует. Идет русская историческая контратака. Это и составляет идеологию нынешних донбасских событий. На Донбассе контратакует вся Россия, и Луганск, и Донецк после исторического поражения 1991 года. Так я ощущаю эти моменты. И так я чувствую, что это должно было состоятся", – замечает Александр Проханов.
– Мне врач пришил оторванную ногу,
Скроил лицо, порезанное миной.
Так, дом за домом, трудно, понемногу
Россия прирастала Украиной.