Тема:

Главные события 20 минут назад

Россия восстанавливает свое историческое единство и величие

Что такое сегодня Россия, если просто загнуть пальцы?

Мы экономически самодостаточны и полностью обеспечиваем себя зерном и продуктами, что не так уж давно трудно было себе представить. Наша оборонная промышленность – вне конкуренции. Телевизионная картинка сошедших с конвейера "Уралвагонзавода" новых танков "Прорыв" – лучших в мире – согревает, как и десятки модернизированных "стратегов" Ту-160М "Белый лебедь" на Казанском авиастроительном заводе.

Перестали кланяться Западу, который ведь еще каких-то пару лет назад был решительно настроен Россию просто-напросто раздавить. Раздавить государство и развалить через подрывную деятельность общество. Не получилось. У нас темпы роста выше, чем в Европе. И именно в период испытаний в нашем обществе сложилось настроение братства, теплоты и взаимопомощи. Люди для фронта отправляют все, что могут – от теплых вещей для бойцов в зимних окопах до маскировочных сеток и беспилотников, изготовленных на малых производствах.

Со всей страны на фронт едут добровольцы, поддержанные семьями. Все это рисует страну великого настоящего и великого будущего. И все это как-то особенно ясно стало сейчас.

Вам же это знакомо – когда вдруг вы замираете и в какой-то миг ощущаете себя в новом состоянии? Особенность нашего состояния сегодня – прощание с предательством. В истории новейшей России были моменты предательства – вольного или невольного, но были. Когда мы в период развала СССР, в период некой эйфории ожидания нового розового мира фактически предали десятки миллионов русских, оставшихся за пределами наших новых границ. Когда мы как новая Россия предали наших старых и надежных союзников – будь то на Кубе или в ГДР. Примеры – трагичные судьбы экс-лидера Германской демократической республики Эриха Хонеккера или легендарного восточногерманского разведчика Маркуса Вольфа.

В 90-е в надежде на то, что экономика построится сама собой, а мир будет к нам ласков и благороден, мы радостно предавали тысячелетнюю Россию, презирая собственную армию за ненадобностью и даже собственное единство, которое тоже казалось некоей архаикой. Страна тем временем деградировала, нам казалось, что мы живем в большом мировом супермаркете, где все можно взять с полки и купить. Как же – у нас ведь нефть и газ.

Пока нас с Запада гладили по головке, мы в порочной инерции деградировали. Мы деградировали как государство и деградировали как общество. Чувство причастности к судьбе Родины – гражданственность – уже не прощупывалось, – а патриотизм умники поднимали на смех. К концу века мы были словно не отсюда. Детей, кто мог, стал отправлять ТУДА. Туда же – деньги, там же – недвижимость. Уехать становилось для многих даже не столь состоятельных людей мечтой и хорошим тоном, поскольку здесь ждать нечего.

Это даже не называлось предательством. А что? Ну, поехал. Мы же в свободном мире и в свободной стране. Какие вопросы? Настроение было в целом кислым, люди отчуждены и разобщены. Грязь на улицах и грязь внутри. Перспективы самого существования России становились в таком контексте туманными. Молодежь, к счастью, такого и не помнит. Но сейчас – совсем все иначе.

И все потому, что предательство внутри нас – духовное, гражданское, культурное – нам опротивело своей бесплодностью. Оно оказалось совершенно контрпродуктивным и жалким. В нем нет идеи и нет миссии. Предательство – удел слабых и утлых духом. На нем ничего не построишь, а нам захотелось строить – ведь заглянув в бездну на рубеже веков, мы ужаснулись масштабу утрат.

И иногда полезно посмотреть на себя со стороны – взглядом тех, кто не замутнен ненавистью. Посмотрите, послушайте, ощутите, как магическая русская музыка возносит европейцев к добру. Но мы даже и свой творческий порыв отдавали европейцам, не пользуясь им сами.

Это уже далекий 2012 год в голландском Маастрихте на юбилее Оркестра имени Иоганна Штрауса под руководством дирижера и скрипача Андре Рье. "Русский вальс" Дмитрия Шостаковича.

К "Русскому вальсу" еще вернемся. А пока еще один взгляд на величие России – со стороны. Иногда нам нужно именно так – в отраженном зеркале – освежить восприятие самих себя. Величайший поэт-символист начала ХХ века Райнер Мария Рильке – австриец, писавший на немецком, французском и русском языках – Россию в духовном смысле называл своей Родиной. Путешествие по России в 1899 году стало для Рильке важнейшим событием в жизни.

И вот – о России: "Решающим в моей жизни была Россия. Россия стала в определенном смысле основой моей жизни и мировосприятия. Она сделала меня тем, что я есть; внутренне я происхожу оттуда, родина моих чувств, мой внутренний исток – там".

И это же от Рильке пошло: "Все страны граничат друг с другом, и только Россия граничит с Богом". Именно это – границу с Богом – сегодня мы чувствуем, словно после спавшей с глаз пелены.

Избавившись от внутреннего предательства самих себя, нам как-то стало все понятно – кто мы, зачем, и что делать. Мы – огромная и богатейшая цивилизация, объединенная красивыми и твердыми ценностями. Нас, как и в свое время Византию, хотят сожрать. Ведь мы, как и Византия для них, все еще огромная и непонятная варварская цивилизация. А у них там, как они считают, миссия, и поэтому они столь к нам непримиримы. Вот мы и защищаемся, восстанавливаем наше историческое единство.

На днях говорил с командиром казачьего разведывательно-диверсионного батальона "Енисей" с позывным Амиго. Воину-добровольцу – 60. Сейчас – на передовой в районе Ясиноватой. И вот он так объясняет своим бойцам общую задачу: "Возвращение наших земель, утраченных в результате предательства". Может, для кого-то неполиткорректно, зато бойцам – доходчиво.

Россия в ходе этой битвы преобразилась, представ в новом величии. Мы уже не те, кто кого-то бросает, а те, кто спасает. Что бы сейчас было с Эдвардом Сноуденом? Как с Джулианом Ассанжем или еще хуже? А так – свободно живет в России, женился, стал отцом, счастливо гуляет по улицам с ребенком.

Путин в свое время вопреки ярости США из гуманитарных соображений предоставил Сноудену убежище в России. Да, на условиях, что тот не будет отсюда заниматься антиамериканской деятельностью, – но ведь спас парня! Лидер какой другой страны мог бы так сделать? Да ни одной. Путин спас еще и Эрдогана, предупредив его о готовящемся вооруженном путче с покушением на него. Американцы готовили. А ведь никто даже из лидеров стран НАТО Эрдогана тогда не предупредил.

Слово Путина сегодня в мире – это слово России. Все знают, что оно твердо. Да надо ли далеко ходить? Чечня ведь в свое время проголосовала на референдуме за судьбу в составе России тоже опираясь лишь на слово Путина. И как это было прозорливо! Чечня сегодня – едва ли не самый воюющий российский регион. Чеченцы искренне бьются за свободу жить своим укладом, как они не могли бы делать, если бы не Россия.

Твердость слова Путина, а значит, и слова России, привлекательна для стран мирового большинства. Китай пошел на такой уровень искренности с Москвой, как ни с кем – это ведь факт.

Арабские страны кардинально изменили свою геополитическую траекторию, развернувшись в сторону предложенного Россией многополюсного мира. Тоже факт.

Внутри страны единство народа хотя бы в цифре одобрения деятельности президента – 82% по свежим измерениям ФОМ. Но куда важнее то, что это деятельное одобрение – люди солидарны в общей стойкости, взаимопомощи, в едином порыве защиты России. Мы работаем, мы лучше чувствуем друг друга, сами отношения стали чище и яснее. Да, кто-то сделал другой выбор. Но это даже и хорошо, когда все встали под свои знамена. Обстановка понятнее – кто, с кем и за что.

Мы за мир. Но мир – всегда результат войны. Для нас война стала вынужденной. Значит, наш мир мы вновь добудем победой.

Россия в итоге и для планеты, и для нас самих сейчас предстала в своем новом и естественном для нее величии как очень здоровая, сильная и привлекательная конструкция. Собственно, такой, какой и должна быть. Не отменить ее никому, как не отменить "Русский вальс" Шостаковича.