Строго говоря, это нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия. Ведь хотя формально контроль за своим оружием в Германии сохраняют США, но хранится оно на немецких складах и на немецкой территории, а, значит, и контроль уже совместный.
На этой неделе в Германии решили пойти дальше. Американского ядерного оружия на своей стороне показалось уже мало. Министр финансов Кристиан Линднер выступил за расширение сотрудничества с Британией и Францией в вопросе ядерного сдерживания. При этом он сослался на щедрое предложение президента Франции Макрона, к которому еще вернемся. Пока останемся с немцами.
Вице-президент Европарламента от партии канцлера Шольца СДПГ Катарина Барли высказалась в пользу создания ядерных сил Евросоюза. Если что, у ЕС вообще-то нет военных функций. Они просто не предусмотрены. А тут сразу аж ядерное оружие! Но Катарину Барли это не смущает. Вот ее слова: "На пути формирования европейской армии это может стать темой для обсуждения".
Как вам эта история вообще? Руководствуясь зеленой повесткой, Германия прошлой весной закрыла свои последние атомные станции. Ведь как страшен даже мирный атом! А тут про американское ядерное оружие в стране никто и не заикается. Более того, втягивают страну в ядерные игры с Британией и Францией. Есть логика? Ровно никакой. Как и с расширением угольной электрогенерации после закрытия АЭС.
А теперь к французам. Они от атомных станций отказываться пока не планируют, хотя их атомный парк устаревает, а в двадцать первом веке Франция не построила ни одной АЭС. Но зато Макрон решил проявить себя в другом. Недавно в ходе визита в Швецию он заявил буквально следующее: "Франция несет ответственность за то, чтобы предоставить свой ядерный потенциал в распоряжение Европейского союза".
Но, позвольте, это как вообще мыслится предоставить в распоряжение? Кто в Евросоюзе будет распоряжаться французским ядерным потенциалом? Жозеп Боррель, представляющийся министром обороны ЕС, хотя такой должности де-факто там нет?
Опять же встает вопрос о нераспространении. Вообще у Макрона в отношении ядерного оружия, ну прям как у Хлестакова в гоголевском "Ревизоре", легкость в мыслях необыкновенная. Его кто-то тянул за язык, спрашивал? Хлестаков хоть, хвастаясь перед изумленной дочерью городничего своим литературным даром, ссылался на театральную дирекцию.
Вот и Макрон в один вечер всех изумил, а потом пошло и поехало. Немцы откликнулись. Трамп заявил, что если Европа Америке не платит, то и защищать задолжавших союзников Америка не будет. Вот уж и сегодняшний "Шпигель" выходит с вопросом, вынесенным на обложку, "Нужна ли сейчас Германии собственная атомная бомба?". Ведь Трамп от них отказывается...
Впрочем, "легкость в мыслях необыкновенная" в отношении ядерного оружия — она не только в Европе. В США ядерная кнопка находится у президента Байдена, который на прошлой неделе был официально признан ограниченно дееспособным. Специальный прокурор Роберт Хер опубликовал отчет о подсудности Байдена и пришел к отрицательному выводу, ведь Байден, цитата, "пожилой человек с проблемами памяти, который во многих случаях с трудом может вспомнить основные факты и детали".
Вот такой человек в США находится в позиции, когда он единственный, кто может отдать приказ о применении ядерного оружия.
Другой человек, с которым Байден обязан по должности посоветоваться прежде, чем нажать ядерную кнопку, это министр обороны Ллойд Остин. Но генерал Ллойд Остин, откровенно пренебрегая служебным долгом, никому не говоря исчезает в больнице почти на две недели. Это вообще как? В этих условиях что к ядерному оружию как на Западе, как в Европе, так и в Америке относятся, мягко говоря, небрежно.
Нужны другие примеры? Еще будучи президентом, Дональд Трамп ожесточил такие потенциально ядерные державы, как Иран и Северная Корея. С Ираном он вывел США из ядерной сделки, что накладывала на Тегеран определенные ограничения, а с Северной Кореей повел себя просто высокомерно наплевательски.
С большой помпой, трижды встречаясь с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, Трамп даже подписал с ним соглашение об американских гарантиях безопасности в обмен на полную денуклеаризацию всего Корейского полуострова, но так ничего в этом направлении и не сделал. Обманул, потом как-то публично обещал позвонить Киму в ближайшее воскресенье и так и не позвонил. Потом вдруг заявил, что получил от Кима "теплое письмо", но из Пхеньяна пришло опровержение — никакого письма Ким Чен Ын Трампу не отправлял. Потом Трамп о Северной Корее и своих обязательствах просто забыл. Очень по-американски.
Понятно, что Северной Корее ничего не остается, как развивать свой ракетно-ядерный потенциал дальше, самостоятельно заботясь о своей безопасности.
В итоге опасность ядерной войны в таких условиях продолжает возрастать, хотя бы из-за человеческой ошибки. А с таким отношением человеческие ошибки уже, как видим, следуют одна за одной. Непростительная небрежность.