Тема:

Главные события 9 минут назад

Редчайшие иконы, вывезенные с Украины, могут остаться во Франции навсегда

Усилиями американских журналистов историю Франции дополнила еще одна, крайне сомнительная, страница. Газете The Wall Street Journal удалось выяснить, что в мае прошлого года из украинского Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Лувр тайно вывезли 16 бесценных икон. Но количество экспонатов, которые вряд ли когда-нибудь вернутся в уникальную коллекцию, может оказаться в сотни раз больше.

Осталось всего два дня до момента, когда Лувр отправит пять редчайших икон, вывезенных с Украины, в свои запасники, до лучших времен. А точнее экспонаты рискуют стать частью постоянной экспозиции знаменитого французского музея – в 2027 году там откроют новый отдел византийского и восточнохристианского искусства.

Его директор в интервью The Wall Street Journal не скрывает удовлетворения.

"В обстановке строжайшей секретности в мае 2023 года они отправились под военным конвоем во Францию через Польшу и Германию в специально сконструированных контейнерах с кондиционерами. Никто, кроме узкого круга, не знал, что мы это делаем", – рассказывает музейщик.

Среди икон, которые экспонируются в Лувре, есть четыре иконы доиконоборческого периода. Это "Святые Сергий и Вакх", "Иоанн Предтеча", достаточно большая, в рост, икона "Богоматерь с младенцем" типа Одигитрии и "Мученик и мученица", предположительно, это Платон и Гликерия. Они датируются IV-VII веком. В этой технике писали известнейшие греческие живописцы Зевксис и Парасий. А эти иконы выполнены в стилистике, близкой к фаюмскому портрету, рассказывают специалисты. Экспонаты не просто редкие – уникальные.

"Это изображение Богоматери является одним из трех старейших изображений Девы Марии в мире. Иконы выполнены в древней технике "энкаустика" – рисование воском. Деревянную доску тщательно обрабатывали и покрывали художественным грунтом в два слоя с добавлением растительного клея и пчелиного воска. Мастер должен был работать очень быстро. Техника не допускала никаких исправлений, изображение приобретало особую, присущую только восковой живописи выпуклость и почти скульптурность. Таким образом мастер достигал такой трехмерности изображения", – объясняет представитель Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Ольга Носко.

О спецоперации по вывозу стало известно еще летом. Киевский музей вначале не хотел расставаться с ценностями. Этот вопрос обсуждали не только представители Лувра, но и министр культуры Франции, которая была с визитом в Киеве. Убеждали, что так безопаснее. Транспортировка спецгрузовиками с военным конвоем через Польшу и Германию обошлась в 215 тысяч евро.

"Это уникальные вещи, очень раннего времени, это церковная собственность. Хотя в советский период они были переданы в государственный музей, но, понимаете, никому в голову не могло прийти отправить их за границу", – негодует декан факультета церковных художеств православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Салтыков.

История, когда западные музеи, пользуясь моментом, вывозят ценности, не нова. Та же Франция, забрав самое ценное из своих африканских колоний, построила отдельный музей – Бранли. Лувр во времена Наполеона наполняли так же. Примеров вывоза – тысячи, возвращения – единицы.

16 византийских икон, вывезенных из Киева в мае, теперь во Франции. Пять из них выставлены в специальном зале в Лувре, остальные хранятся в запасниках на севере страны. Как надолго они там останутся, сейчас не может сказать никто.

Так же непредсказуема судьба коллекции, оставшейся в киевском музее, который когда-то называли "киевским Эрмитажем". Речь идет о шедеврах европейской живописи и графики: например, в коллекции были работы Дюрера и Рембрандта, Гойи и Давида.

"Мне кажется, что больше всего удивляет: с одной стороны, наличие в Киеве такой большой коллекции, которая не уступает по своей ценности и разнообразию лучшим европейским коллекциям мирового искусства. И, конечно, изумляет атмосфера этого дома, потому что Богдан и Варвара Ханенко создавали музей атмосферный, тот, который передал бы дух той или иной эпохи в истории мировой культуры искусства. И им это удалось", – говорит директор Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Екатерина Чуева.

В советские времена коллекцию, которую киевские меценаты, подданные Российской империи, начали собирать в конце XIX века, тщательно хранили и умножали. Сейчас, как пишет все та же The Wall Street Journal, около 25 тысяч экспонатов якобы где-то спрятали "для защиты от военных действий". Какая часть бесценного собрания все же останется на Украине, а какая навсегда растворится в частных коллекциях и в экспозициях мировых музеев, предсказать невозможно.