США отнимают канадскую Арктику

США настойчиво пытаются расширить границы влияния, на этот раз за счет континентального шельфа в Арктической зоне. Речь идет о богатом полезными ископаемыми участке в миллион квадратных километров за пределами 200 морских миль от побережья в Арктике и Беринговом море. Госдеп утверждает, что это не создаст территориальных споров с Россией, но потребует урегулирования с Японией и Канадой. Что думают об этом в Москве, и настолько такие притязания отвечают международному праву?

Студеные воды Ледовитого океана снова в центре мирового внимания – Соединенные Штаты Америки заявили о претензиях на территории подводного шельфа, в том числе и арктического.

Судя по картам, представленным Госдепом, Вашингтон теперь считает своими два больших участка: в море Бофорта (это к северу от Аляски) и в Беринговом море. Также заявлены права на шельф в Атлантике, в Мексиканском заливе, у Тихоокеанского побережья и рядом с Марианскими островами. В совокупности это один миллион квадратных километров, в два раза больше чем площадь Калифорнии.

Отдельно оговаривается: с Россией пересечений по территориям нет. Но есть с Японией и Канадой. Впрочем, никто не сомневается: союзники все безропотно подпишут. Вашингтон считает Арктику своей важнейшей ресурсной площадкой будущего и начинает готовиться к борьбе за регион.

"За счет милитаризации Арктики, принятия в военные блоки скандинавских государств, за счет милитаризации транспортных артерий и вот сейчас США продолжают расшатывать сложившуюся десятилетиями систему международного права", – отмечает министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

По всем международным стандартам заявки на шельф должны рассматриваться в Организации Объединенных Наций. Но США – единственная крупная держава, которая не подписала Морскую конвенцию ООН и считает себя свободной от международного одобрения.

"Они делают заявку, минуя конвенцию и международные механизмы. И в этом смысле заявка не может быть признана", – указывает вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

По Морской конвенции, государство имеет право вести хозяйственную деятельность в 200-мильной зоне от берега. Но если ученые докажут, что дно за этой зоной является продолжением материка, тогда и можно подавать в ООН заявку на расширение границ.

Россия свои претензии на арктический шельф оформила еще в начале 2000-х. Тогда экспедициями было доказано, что хребет Ломоносова и хребет Менделеева являются естественными продолжениями континента, а значит Россия считает своими часть шельфа у границы с Норвегией и большую часть подводных территорий у границы с США. Всего же под юрисдикцией России – 5 миллионов квадратных километров шельфа.

"Россия процедуру эту начала: мы обратились в органы Конвенции, предоставили доказательства бурения и Ломоносова, и Менделеева", – разъясняет кандидат юридических наук Татьяна Левченко.

По нынешним оценкам геологов, за Полярным кругом находится 90 миллиардов баррелей нефти. И это только на известной суше. Что хранит дно океана, не знает никто.

"Основные запасы углеводородов – даже не то, что мы сейчас открыли, а именно на подножье склонов там. Поэтому сейчас страны активно будут использовать свои права", – считает научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Нигматулин.

"В Арктике содержится вся таблица Менделеева: олово, вольфрам, золото, хром, редкие металлы, палладий, платина", – перечисляет доктор геолого-минералогических наук Александр Мазарович.

Тающие льды делают этот регион и все более судоходным. Не случайно Россия такое внимание уделяет развитию Северного морского пути. А для охраны инфраструктуры значительно усилена и военная арктическая группировка. Кадры с учений российских военнослужащих любят часто показывать в канадских новостных программах. Так пугают обывателей: мол, Россия наращивает силу в Заполярье и хочет отнять канадскую Арктику.

А теперь оказалось: ее действительно отнимают. Только не русские, а соседи из США. Вашингтону и Оттаве теперь надо будет как-то договариваться или выяснять отношения в международном суде.

"США тоже придется эту процедуру проходить и согласовывать эти границы расширенного шельфа с государствами, чьи интересы могут быть здесь затронуты", – отмечает доцент кафедры международного права МГЮА Эльвин Теймуров.

Но в этой гонке за Арктику у России изначально лучшие стартовые позиции. Другие государства региона не обладают таким ледокольным флотом, и в обозримые годы морями над российским шельфом будут править именно эти атомные гиганты.