Обратите внимание на пафосные заголовки в западной прессе. Статья The Guardian называется "Заключено знаковое соглашение по отказу от ископаемого топлива". А пропагандисты из BBC объявили о "начале конца ископаемого топлива". Ни слова про сокращение выбросов, про экологию, снижение нагрузки на окружающую среду. Сразу становится понятно, что на самом деле важно для Запада.
Однако, как говорится – рано радуются. Продавить вариант соглашения, где прописан отказ от добычи и использования углеводородов к середине века, американцам и европейцам не удалось. Против выступили арабские страны, Китай и Россия.
В результате итоговый проект документа не содержит пункты об обязательствах по поэтапному отказу от использования ископаемого топлива.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, рассказал: "Основной итог саммита – не как западная пресса писала, что это "начало конца ископаемых источников энергии", – нет, в этом плане там ничего радикального не принято. Но мы увидели жёсткий конфликт и сопротивление от стран-производителей углеводородов климатической риторике и тематике".
Сопротивление действительно было жёстким: само принятие соглашения даже затянулось на несколько дней из-за разногласий. Более того, на полях саммита Султан Аль-Джабер из Объединённых Арабских Эмиратов, который на правах принимающей стороны выступал в роли президента климатической конференции, сделал резкий выпад в сторону Запада, заявив, что нет никаких научных данных, указывающих на то, что отказ от ископаемого топлива позволит удержать рост глобальной температуры на уровне полутора градусов.
Научных доказательств нет, но есть заключение Межправительственной группы экспертов по изменению климата. В нем эксперты ООН называют обязательства по сокращению вредных выбросов, которые взяли на себя государства, "недостаточно амбициозными".
Каждая тысяча гигатонн углекислого газа, попавшая в атмосферу, повышает температуру на Земле на 45 сотых градуса. И уже сейчас у человечества осталась всего пятая часть того лимита, который никак нельзя превышать, если мы хотим ограничить глобальное потепление 1,5 градусами.
"Поддержание потепления на уровне 1,5 °C выше доиндустриальных уровней требует глубокого, быстрого и устойчивого сокращения выбросов парниковых газов во всех секторах. Выбросы должны сокращаться к настоящему времени, и к 2030 году их необходимо будет сократить почти вдвое, если потепление должно быть ограничено 1,5 °C", – считают в ООН.
На основании этих заключений коллективный Запад и пытается наращивать давление на остальной мир. Научные аргументы против антропогенной природы глобального потепления в расчёт не берутся. В то же время сами США в ноябре 2020 года из Парижского соглашения вышли. Потом, правда, вернулись. Вот такие манёвры от одного из крупнейших эмитентов СО2 на планете. А в последние годы Штаты, вообще, выбились в мировые лидеры по добыче углеводородов.
Валерий Корнеев, политический аналитик, писатель, рассказал: "Изначально это была обманка. Это было давление, в первую очередь, Соединённых Штатов, ну и золотого миллиарда с участием Европы, на страны, добывающие углеводороды, в том числе уголь. Если вы будете их добывать, то не мы вам будем платить, говорят они, а вы нам еще будете доплачивать из-за того, что ваши углеводороды при сжигании выделяют в атмосферу СО2 и СН4, а это влияет на глобальное потепление, это загрязняет атмосферу и так далее".
Так что о конце эры углеводородов говорить слишком рано, как бы того ни хотели наши геополитические соперники. Итог климатического саммита вполне можно рассматривать как вежливый отказ следовать в фарватере политики Вашингтона.