Тема:

Главные события 1 час назад

Польская комиссия фальсифицировала экспертизы по авиакатастрофе под Смоленском

В Польше распустили комиссию, занимавшуюся расследованием крушения самолета Леха Качиньского под Смоленском в 2010 году. Варшава отказывается от версии о вине России в катастрофе. Вот только можно ли считать это решение реальным поворотом в сторону РФ, выясняла Ольга Пономарева.

"Камбэк" в политику премьера от оппозиции Дональда Туска стал шоком для прежней партии власти. Новый кабмин устроил разгром "смоленской секты". Едва сформированный кабинет министров упразднил комиссию Антония Мачеревича по расследованию катастрофы под Смоленском. Именно она поставляла теории заговоров, которые подпитывали русофобию.

Польша официально снимает вину с России и даже чуть ли не кается во лжи. Вот только можно ли считать подобный "демарш" реальным поворотом в сторону России?

"Это конец лжи польского государства. Это также конец бессмысленных трат на деятельность, которая не имеет ничего общего с объяснением причин смоленской катастрофы. Это действительно исторический момент, когда польское государство наконец говорит правду", – заявил заместитель министра обороны Польши Цезарь Томчик.

Министр внутренних дел Польши Марчин Кервиньский подчеркнул: принятое решение – это "честное выяснение государством того, что случилось".

"Рапорт министра Ежи Миллера подробно объяснил причины той страшной катастрофы. Честным, комплексным и глубоким образом. Это официальный документ, который, конечно, в последние годы пытались уничтожить люди типа пана Мачеревича. Время теорий заговора и лжи пана Мачеревича закончилось", – сказал Кервиньский.

Отчет Ежи Миллера был обнародован в 2011 году. Спустя год после того, как при крушении борта №1 под Смоленском погиб тогдашний президент Лех Качиньский и еще 95 человек из высшего руководства Польши. И тезисы первой польской комиссии повторяют выводы Межгосударственного авиационного комитета России. Причиной стал поздний уход пилота на второй круг. Кроме того, польский экипаж при заходе на посадку сбросил высоту ниже допустимого уровня.

"Причина катастрофы – отсутствие у экипажа навыков пилотирования в сложных погодных условиях", – пояснял Миллер.

Однако объективные выводы не устроили партию "Право и справедливость" Ярослава Качиньского – брата погибшего президента. И в 2016 году занимавший пост министра обороны Антоний Мачеревич – активный участник так называемой "смоленской секты" – распорядился заново расследовать авиакатастрофу.

"Там все доходило до огромного абсурда. Комиссия работала много лет. Изначально пытались сделать так, чтобы обвинить в крушении президентского самолета в апреле 2010 года с одной стороны своих политических противников во главе с Дональдом Туском, а с другой стороны – Россию. Доказательств найдено не было, но деньги огромные потрачены", – отмечает доцент кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ Юрий Борисенок.

7 млн долларов – именно столько ярый русофоб Мачеревич потратил даже не на версии, а на подтасовку фактов. И теперь речь идет уже о растрате и уголовщине от имени государства Польского.

"Нужно делать выводы из поражений. Эта комиссия совершенно точно была поражением с точки зрения престижа Польши. Действуя от имени государства, эта комиссия устроила в своих докладах фальсификации экспертиз американских и европейских экспертов. Нам предстоит дать правовую оценку действиям комиссии также с точки зрения потраченных средств", – рассказал глава канцелярии Туска Ян Грабец.

Однако вряд ли Туск и его правительство стараются именно ради восстановления отношений с Россией. "Это попытка Туска законными средствами свое доброе имя восстановить", – уверен Борисенок.

Если историческая необходимость вынуждает даже самых циничных политиков совершать вынужденно пророссийские шаги, значит пришло время, чтобы история все расставила по своим местам.