Тема:

Обмен санкциями 11 часов назад

Запад придал импульс развитию российской автомобильной промышленности

В МИД России назвали общее число санкций и ограничительных мер, введенных Западом против нашей страны. Рестрикций насчитали 17,5 тысячи. Ничего подобного мир еще не знал. Несмотря на беспрецедентное давление, Россия выстояла и справилась с ограничениями достойно.

Более того, многие предприятия восприняли санкции как импульс для развития своих собственных отечественных технологий. Яркий пример – "КамАЗ", входящий в госкоропрацию Ростех. Крупнейший производитель грузовых автомобилей тяжелого класса в последние годы превратился в одно из самых высокотехнологичных предприятий мира.

"КамАЗ уже многие годы находится в конторе Ростеха, начиналось все в начале 2000 годов. За этот промежуток времени "КамАЗ" превратился, конечно, в суперсовременное предприятие. Завод сейчас является лидером в производстве грузовых автомобилей в России. В прошлом году мы произвели 44 тысячи машин, в этом году, я думаю, выпустим около 40. Но это все равно очень высокие цифры с учетом сегодняшней ситуации. Кроме того, "КамАЗ" – это стратегическое предприятие нашей страны и градообразующее для Набережных Челнов. Там работают около 30 тысяч специалистов, а в целом, с учетом всех дочерних предприятий, – более 50 тысяч. Поэтому, конечно, для России и Татарстана – это суперважное предприятие", – отмечает гендиректор Ростеха Сергей Чемезов.

"КамАЗ" одно из немногих предприятий, которое использовало санкции в качестве окна возможностей. И вы знаете, что мы сотрудничаем со многими крупными автомобилестроительными компаниями, предприятиями, которые производят различные агрегаты. И за короткий промежуток времени предприятие в состоянии было локализовать более 2300 наименований различных комплектующих, которые входят в современные автомобили, которые ранее производились иностранными фирмами. Один из самых современных грузовиков по модели "К-5" локализован уже на 70%, и я надеюсь, что в следующем году мы доведем этот показатель уже до 100%. Это суперсовременный автомобиль, который по своим характеристикам нисколько не уступает европейским, американским грузовикам известных марок", – завершил мысль Чемезов.

На заводе в Набережных Челнах побывал наш корреспондент Станислав Назаров. В момент приезда на главном конвейере "КамАЗа" кипела работа. В кабине магистрального тягача "К-5" водитель-испытатель сравнил управление грузовиком с легковым автомобилем: есть коробка-автомат, цифровая приборная панель...

"Плавность хода хорошая, запас мощности, управляемость – очень хорошая, руль не чувствуешь даже. Крутится легко, как на легковушке", – делится впечатлениями водитель-испытатель Эдуард Ильясов.

А ведь еще год назад, когда теперь уже бывшие партнеры – Daimler и Mercedes – ушли из России, "КамАЗ" мог откатиться на два десятилетия назад, но наши инженеры самостоятельно освоили новые для России технологии и продолжили выпуск модельного ряда "К-5".

"Если брать кабину – это интеграционный процесс. Проект был реализован с "Мерседесом". Немалая часть штампованных деталей приходила из Европы. Но многолетняя политика "КамАЗа", которая была направлена на выпуск продукции с достаточным уровнем локализации для сохранения независимости, сработала", – подчеркивает генеральный директор ПАО "КамАЗ" Сергей Когогин.

Кабина тягача модельного ряда "К-5" построена с высотой потолка в два метра, имеет абсолютно плоский пол, без моторного тоннеля. Сиденья идут с пневмоподушкой. Рама грузовика изготовлена из легкой высокопрочной стали. Шестицилиндровый двигатель мощностью 450 лошадиных сил и топливные баки почти на полторы тысячи литров.

Новейший грузовик является серьезным конкурентом для мировых производителей. Он собирается практически полностью из отечественных комплектующих. Электронные системы, блоки цилиндров, компоненты двигателя и кабины – более 300 наименований деталей грузовика теперь производят в России.

"Наиболее сложным было само освоение деталей, подготовка производства, где применялась новая компонентная база, чтобы все собралось и друг с другом работало. Это топ по России, аналогов у отечественных производителей нет", – уверен главный технолог автосборочного производства ПАО "КамАЗ" Дмитрий Бородинов.

В конструкции этого тяжелого карьерного самосвала отсутствует кабина. Беспилотный грузовик-робот "Юпитер-30" полностью автономен и способен самостоятельно выполнять доставку и разгрузку. По периметру кузова расположены сенсоры, радары и навигационное оборудование.

"Полностью идет сканирование местности в 2D-пространстве, построение цифровой карты в 3D. В случае, если отказывает один из лидаров, сразу идет система дублирования и распознания объектов с помощью других сенсоров", – рассказывает руководитель группы автономных автомобилей научно-технического центра Ильназ Юнусов.

Самосвал имеет гибридную трансмиссию и дизельный двигатель мощностью 450 лошадиных сил.

"Генератор вырабатывает электричество и направляет в аккумуляторные батареи, они питают тяговые двигатели на мостах", – рассказал главный специалист группы инновационных автомобилей научно-технического центра ПАО "КамАЗ" Михаил Моисеев.

Другие беспилотники "КамАЗа" уже полгода курсируют по трассе М11. Во время движения автомобиль самостоятельно реагирует на препятствия и принимает решение останавливаться или объезжать преграду.

Весь путь от Москвы до Санкт-Петербурга водитель подключается к управлению только на единственном участке, когда движение проходит по городским улицам Твери.

За полтора года беспрецедентных мировых санкций против "КамАЗа" автогигант не только не скатился в каменный век, но и стал технологически независимым. Большинство комплектующих – это собственные разработки, а также поставки российских компаний.

Это производство было совместным с компанией "Даймлер", но после ухода европейцев технологии остались здесь, на "КамАЗе".

"В принципе, это было даже невозможно – демонтировать завод. Поэтому все самые совершенные технологии остались здесь, на "КамАЗе", на этой территории, на этом заводе", – отмечает директор по производству завода каркасов кабин Евгений Кашин.

Пожалуй, самым автоматизированным предприятием в России является завод мирового уровня "КамАЗа", производящий каркасы кабин. Основные сварочные работы производят роботы. Точность сварки – 80 микрон.

"Поначалу были некоторые трудности именно в программном обеспечении. Далее мы стали полностью независимыми. У нас есть все необходимые специалисты, чтобы программировать линии, роботов, и их обслуживать", – поясняет руководитель службы сварки завода каркасов кабин Вадим Сотничук.

На полигоне в Набережных Челнах завершают тестирование систем карьерного самосвала-робота. В ближайшее время машину отправят в Кузбасс для испытаний при добыче угля. "КамАЗ" постепенно выходит на досанкционные объемы производства.

В будущем году с конвейера сойдут 16 тысяч автомобилей серии "К-5". Это технологическая победа не только коллектива предприятия, но и всей российской промышленности.

"Это настрой всей страны. СВО консолидировала общественное мнение, людей вокруг. Пришло время сказать, что мы живем или не живем, работаем или не работаем. Люди, кто дорожит компанией, – руководители любого звена среднего, высокого – очень четко осознали стоящие перед заводом цели и задачи", – говорит гендиректор ПАО Сергей Когогин.