С критикой на такие слова обрушились немецкие пользователи соцсетей: в Германии вспоминают события Хрустальной ночи – антисемитского погрома с концлагерными последствиями.
Холокост в Германии вспоминают каждое 9 ноября примерно одинаково. В бундестаг приглашают кого-нибудь из жертв Холокоста – в этом году 102-летнюю Маргот Фридлендер – и приветствуют стоя продолжительными аплодисментами. Здесь говорят правильные слова раскаяния за преступления своих отцов, дедов и прадедов. Но в этом году в мероприятие были включены элементы политической манифестации в поддержку действий израильского государства.
"Мы вспоминаем о преступлениях во времена, когда Израиль преследует невообразимый террор, во времена, когда многие евреи переживают антисемитизм и ненависть и у нас в Германии. Это невыносимо ужасно", – заявил глава бундестага Бербель Бас.
"Со времен Холокоста не убивали за день столько евреев, сколько в этот день 7 октября. Мы на стороне Израиля, и я хочу подтвердить, что в эти дни не должно быть никаких "но", – добавляет глава МВД Германии Нэнси Фезер.
На этом разговор закончен. Безусловная поддержка Израиля не заставляет немецких политиков покидать зону комфорта. Они уверены, что будут поняты коллегами и обласканы в СМИ. И также будет плох тот немецкий политик, кто забудет совершенно справедливо указать на рост антисемитизма в Германии.
"Меня радует широкая солидарность с Израилем. Но я обеспокоен тем, как сильно насилие на Ближнем Востоке угрожает социальному миру в Германии, и я в ужасе от одобрения террора и антисемитских подстрекательств на наших улицах. Я осуждаю это решительно и твердо", – отмечает президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.
"Родители не пускают своих детей в школы, спортивные секции приостанавливают свою работу, родители велят своим детям не показывать звезды Давида, рестораны израильской кухни пустуют. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что жизнь евреев в опасности. Антисемитизм в Германии не начался с Хрустальной ночи в 1938 году и не в 1923 году во время антисемитских погромов. Антисемитизм не исчез и после разгрома нацистов", – констатирует глава фракции "Левых" (Die Linke) в германском парламенте Дитмар Барч.
Тут спорить, в принципе, не о чем. Корни антисемитизма уходят в античность. Другое дело, что на данном этапе истории его проводниками главным образом оказываются европейцы только в первом-втором поколении прямо или косвенно отождествляющие себя с жертвами сионизма, также вполне себе древнего.
На французском телевидении сейчас обсуждают происшествие на Северном вокзале в Париже. Там напали на раввина. Сделал это 14-летний сириец.
Потерпевший 45-летний мужчина направлялся к Северному вокзалу, когда тип, который обратился к нему на арабском языке в агрессивной манере, по данным следствия, нанес ему удар ногой в спину, прежде чем сбежать.
С начала атаки ХАМАС 7 октября около 1160 актов антисемитизма было выявлено министерством внутренних дел. Это в три раза больше, чем 2022 году.
Во Франции очень много выходцев из бывших колоний. И этот факт невозможно игнорировать, несмотря на то, что Израиль – союзник. Президент Франции Эммануэль Макрон не был бы Макроном, если бы не собрал международную конференцию на этот раз по Ближнему Востоку. Немного пиара, толку – вообще ноль.
"К несчастьям израильтян добавляются несчастья палестинцев. И мы не можем смириться с этим, потому что все жизни имеют равную ценность, и потому что для нас, носителей универсальных и гуманистических ценностей, не существует двойных стандартов", – провозглашает Макрон.
Они живут двойными стандартами, но просто сейчас в спину Макрону дышит арабская улица. Поэтому нужно как-то выкручиваться. Среди тех, кто не поверил Макрону, президент Турции Эрдоган, который, конечно, ведет на Ближнем Востоке свою собственную партию.
"Западные страны, которые постоянно говорят о правах человека, свободах и демократии, наблюдают за этими массовыми убийствами со стороны Израиля издалека. Эти страны и организации слишком слабы, чтобы даже призвать к прекращению огня, не говоря уже о критике убийц детей", – заявляет турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган.
В Европе только Германия сейчас, не стесняясь, стоит на стороне Тель-Авива: за свои грехи перед евреями она выписала Израилю бессрочную индульгенцию. Историческая ответственность немцев стала догмой, сведенной к нескольким ключевым тезисам: были нацисты, которые ненавидели евреев, они помещали евреев в концлагеря и убивали в газовых камерах. Это работало, но сейчас на основе такого набора фактов уже трудно перекладывать груз ответственности дальше на плечи новых поколений немцев. В Саксонии-Анхальт воспитатели детского сада имени Анны Франк, поддержанные родителями и бургомистром, попросили переименовать учреждение, потому что им сложно объяснить детям, кто она такая, что с ней случилось. Да и немногие взрослые читали ее концлагерные дневники. Может быть, кто-то из депутатов читал, поскольку в бундестаге встревожены.
"Заявление администрации детского сада о том, что имя Анна Франк является неподходящим и трудным для объяснения детям, свидетельствует скорее об историческом забвении. Это историческое забвение является питательной средой для теорий заговора и антидемократии вплоть до антисемитизма", – отмечают в бундестаге.
Но кто в этом виноват, как не сами немцы, которые упростили нацистский период истории до пунктира, до абзаца про Холокост в школьных учебниках? Когда вице-канцлера Роберта Хабека уволят с работы, он вполне может устроиться преподавателем истории.
"Вторая мировая война была войной на истребление евреев. Главной целью нацистского режима было уничтожение европейского еврейства", – заявляет вице-канцлер.
Хабек либо врет, либо невежда. Истребление евреев было маниакальной идеей Гитлера, его внутренней политикой, но никак не военной целью, которая состояла в завоевании жизненного пространства для немецкой нации, приобретения контроля над ресурсами, что предполагало уничтожение в первый же год войны против СССР 30 миллионов славян. Про это в Германии хорошенько забыли. И теперь даже не замечают, что ровно в той же логике завоевания "лебенсраум" вел себя Израиль десятилетиями до 7 октябре текущего года. Хотя некоторые евреи об этом знают. Например, известный журналист Гидеон Леви.
"Большинство израильтян, если не все, глубоко верят, что мы избранный народ. И если мы избранный народ, мы имеем право делать все, что хотим. Второе, в истории были и более жестокие оккупации, в истории были и более длительные оккупации. Но никогда в истории не было оккупации, в которой оккупант представлял бы себя жертвой. И, наконец, я подхожу к третьему набору ценностей: это систематическая дегуманизация палестинцев. Потому что, если они не такие, как мы, тогда не может быть и речи о правах человека. И если поскрести каждого израильтянина, то там это и найдешь", – сокрушается Гидеон Леви.
Это ответ на все вопросы: три источника текущего всплеска антисемитизма в мире. И этим немецким "никаких "но" в отношении политики Израиля, бытие евреев в Европе точно не обезопасить.
В центре Берлина, недалеко от бундестага, находится самый большой в мире мемориал жертвам Холокоста. Это целый квартал, который заставлен неодинаковыми бетонными блоками, символизирующими общность судьбы разных людей. Немцы должны помнить о том, что натворили. Но сегодня им, возможно, правильнее было бы задаться вопросом: имеет ли моральное право народ-жертва становиться народом-палачом перед памятью своих предков?