Как помочь фронту и полностью обеспечить российскую армию ударными дронами? С неожиданной инициативой выступили тамбовские булочники и кондитеры. Без отрыва от основной деятельности они смогли наладить производство FPV-дронов прямо на хлебокомбинате и теперь уверяют, что страна, вдохновившись их примером, легко может производить более миллиона коптеров в год. Быстрее, чем пекутся пирожки.
Тамбовский "Бекас" теперь тебе товарищ, причем там, откуда даже волки разбегаются и в прицеле только украинские танки. Дрон-камикадзе набирает скорость и бьет в башню старому советскому танку Т-64 с немецким крестом. И очистительным огнем от взрыва балкенкройц Вермахта смывает с советской брони. Кто бы мог подумать, что такие крохотные дроны-коптеры настолько изменят тактику современной войны. Именно они внесли существенный вклад в провал украинского наступления. С этими игрушками приходится считаться даже танкистам.
На одном из донбасских полигонов мы тестируем FPV-дрон "Бекас". Его делают в Тамбове. Операторы сейчас будут работать по "буханкам" в камуфляже украинского националистического батальона "Азов" (запрещен в РФ). Говорят, трофеи не пригодны к эксплуатации. В кабину посадили несколько манекенов. "Буханку" с символикой нацистского "Азова" разорвало в клочья.
Алексей Кондратьев – бывший сенатор и глава Тамбова, а сейчас один из командиров добровольческого подразделения в СВО. Это он убедил своих земляков, которые привозили к нему на фронт гуманитарную помощь, что им вполне по силам освоить и производство ударных дронов. Просьбу кавалера четырех орденов Мужества услышали, и к производству дронов немедленно приступил... Тамбовский хлебокомбинат.
Еще в советские времена практически все заводы в стране имели двойное назначение: вчера делали макароны, а сегодня – уже патроны. Вот так и здесь, хотите – батоны, а хотите – дроны. Представляете, они еще пахнут свежем хлебом! "Дело идет на лад. Мы выпекаем 60 видов продукции хлеба. Ежесуточно выходят у нас с конвейера порядка 30 тонн. Но и в то же время успеваем делать и дроны для наших парней, которые находятся в зоне СВО", – рассказал Валерий Ляшенко, заместитель генерального директора ОАО "Тамбовский хлебокомбинат".
Собирают дроны слесари контрольно-измерительных приборов и автоматики. Без отрыва от производства хлебобулочных изделий. Испытательный стенд для дронов разработали и сделали тоже силами местных инженеров. Какие-то детали закупают на рынках Юго-Восточной Азии, что-то печатают на 3D-принтере. Рамы и корпуса делают на одном из тамбовских оборонных заводов из текстолита.
"Он выдерживает падение, в полете себя хорошо чувствует. Он не такой хрупкий, как карбон, это материал российский, который давно себя зарекомендовал, еще с советских времен. Вот, мы его используем. Очень хорошая вещь", – отметил Валерий Ляшенко.
Корпуса для "Бекасов" красит Юрий Котов. Он – мастер на все руки, но как-то получил серьезную травму и теперь передвигается только на коляске. Говорит, что бойцы даже после тяжелых ранений смогли бы, как и он, собирать дроны и приносить пользу фронту: "Это реабилитация, и ребята, которые остались без ног, на этом жизнь не кончается, на этом она продолжается. Мы везде востребованы, главное не бросать и не унывать. Так что ребята, держитесь!"
Отдельная гордость – специальные рюкзаки, разработанные для транспортировки дронов. В каждый вмещается от трех до пяти "Бекасов". Рюкзаки для беспилотников – четырех маскировочных расцветок: на все времена года. В зимний рюкзак, чтобы аккумуляторы не разряжались на морозе, вставляется обогреваемый пенал.
После сборки – летные испытания. Управление FPV-дроном требует невероятного мастерства. Маневрируя между препятствиями, "Бекас" несется к цели на скорости почти в 140 километров в час. При этом оператору нужно прицелиться и нанести удар в самое уязвимое место. Например, залететь в форточку. С боеприпасами тренируются только на полигоне.
"На сегодняшний день есть все-таки понимание, что недостаточно этих дронов на фронте. И производство вполне возможно наладить. Вопрос только в организации единой системы управления этим процессом, в выстраивании вертикали управления, постановке задач на производстве. Собирать дроны из готовых комплектующих могут даже школьники и студенты. Я уже не говорю о специализированных предприятиях", – подчеркнул Алексей Кондратьев, экс-член Совета Федерации, бывший глава Тамбова, командир подразделения СВО.
250 дронов в месяц – это вклад Тамбовского хлебокомбината в СВО. По затратам это примерно 10 миллионов рублей. В основном коптеры выкупают волонтеры и ветеранские фонды, стоит один комплект примерно 50 тысяч, но зачастую беспилотники отправляют на фронт бесплатно. При этом, как и положено, каждый проданный дрон облагается налогом. Координаторы проекта "Бекас" убеждены, что нужна единая государственная программа для производителей дронов.
"Отсутствие этой государственной линии, конечно, сказывается. То, что сейчас делаем, – это порыв энтузиастов. Хотелось бы, чтобы крупный бизнес тоже принял в этом участие. Потому что, если будет достаточное финансирование, мы общими усилиями сможем произвести много таких аппаратов. И это будет очень существенная помощь для Вооруженных сил", – считает Павел Плотников, депутат Тамбовской областной Думы, координатор проекта "Бекас".
Нужны помощь в поставках комплектующих, налоговые льготы, организация производства в разных регионах по единым техническим требованиям. Предпринимателям всей страны вполне по силам выпускать для фронта более миллиона дронов в год. Но тут уже нужен государственный заказ.
"Если в каждом субъекте Федерации найдется две такие группы, это уже будет 1000 аппаратов. На все субъекты более крупные это 100 тысяч аппаратов в месяц. Это очень даже закроет потребность наших Вооруженных сил", – отметил Павел Плотников.
А на хлебокомбинате уже задумываются, что будет с производством квадрокоптеров, когда война закончится?
"Наши дроны без работы не останутся. Мы разрабатываем доставку, когда война закончится, тогда будет доставлять продукты. Пока не знаем, как мы будем садиться на балконы, но разрабатываем порядок оплаты дистанционной и посадки", – рассказал Александр Рудик, первый заместитель генерального директора ОАО "Тамбовский хлебокомбинат".
Полеты в городе представляют определенную сложность. Намного проще заниматься доставкой продуктов в частном секторе. Но и там хватает всяких препятствий. Вот экспериментальный дрон-курьер на всей скорости зацепился за провода, сделал кульбит, но, не потеряв ни одной булочки, все-таки долетел до адресата и благополучно приземлился на лужайке перед домом.
На время проведения СВО в самом Тамбове введен запрет на полеты дронов, да и некоторые жители пока не готовы к подобным экспериментам. "Увидев дрон в жилых массивах, люди реагируют как на вражеский летательный аппарат. Потом, думаю, таких страхов уже не будет. И мы сможем свободно это все выполнять", – сказал Александр Рудик.Сейчас у "Бекасов" Тамбовского хлебокомбината дел и на фронте хватает.