Тема:

Главные события 17 минут назад

Тайна криминального культа

В Самарской области даже через 20 лет после разгрома одиозных группировок не утихает ажиотаж вокруг участников криминальной жигулевской битвы. За что отдали свою жизнь больше четырехсот человек? Откуда у преступного мира Тольятти так много поклонников? Кто популяризирует криминальный культ и готов едва ли не проводить экскурсии среди могил душегубов?

С черно-белых фото на посетителей музея при Тольяттинском институте права смотрят погибшие милиционеры. Большинство из них отдали жизнь в схватке с криминалом, который наводнил город в 90-е.

В музее, посвященном милиционерам-героям, проводят только групповые экскурсии и лишь 2-3 раза в месяц. Куда большей популярностью среди тольяттинской молодежи пользуется совсем другая выставка — на просторах интернета. Посетителям предлагается подробно ознакомиться с биографиями бандитов, убитых в Тольятти в 90-е.

Александр Сараев, погоняло Сарай, лидер ОПГ, не боялся ничего и никого. Для него не существовало никаких авторитетов.

Экспозиция мрачная. В основном представлены фотографии надгробий. О каждом криминальном авторитете есть подробный рассказ. Авторы используют специфический жаргон, будто они сами выходцы из девяностых. О бандитах пишут как о смелых и сообразительных парнях.

"Речь идет о воспевании тех самых лихих 90-х. Возможно, нам следует подумать о совершенствовании законодательства. Ранее депутаты высказывали такие инициативы в частности введения запрета на распространение пропаганды криминальной субкультуры", — прокомментировал ситуацию председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

Хранители зловещего музея выступают инкогнито. При подготовке этого репортажа мы связались с администрацией сообщества через единственный доступный способ — анонимные сообщения. Не раскрывая личности, автор контента ответил, что изучение бандитских биографий — это его хобби.

Подписчики группы скрыты. Но, судя по тому, что их больше четырех тысяч, а под заметками множество комментариев, бандитский контент очень популярен.

Вот один из постов в сообществе, он описывает криминальные войны, которые бушевали в 90-е в Тольятти. Здесь фотография памятника, еще одна, еще, а после — место убийства покойного. Автор заметки называет Александра Безнощенко лидером небольшой ОПГ, которая действовала в Тольятти в 90-х. Вот его могила на Баныкинском кладбище. Рядом еще десятки надгробий и большинство из них так или иначе отражены в этой группе. Получается, что авторы не поленились съездить на погост и перефотографировать здесь десятки могил.

Рядом с позолоченным бюстом еще более внушительный монумент — скульптуры троих молодых парней и одна могильная плита на всех. Рядом с ней одинокий посетитель кладбища. Говорит, пришел проведать однокурсника.

Так называемая бандитская аллея на Баныкинском кладбище начинается практически от входа. Вот огромные памятники лидеров тольяттинских ОПГ, дальше похоронены рядовые участники криминальных группировок. Большинству не было и сорока. Для них бюсты и мраморные плиты в человеческий рост стали последними подарками от выживших соратников, а дети убитых авторитетов с малых лет привыкли ездить к папе на кладбище.

"После 1995 года, как умер отец, ничего и не менялось, потому что финансовой возможности у нас нет. Самое дорогое в этой квартире — это наша стенка дубовая", — рассказала Анна Безнощенко. Она — дочь Александра Безнощенко. Это его хранители "бандитского музея" называют лидером ОПГ, прозвище Молодой. Бронзовый бюст в позолоте на могилу Безнощенко поставили друзья. Кажется, что монумент дороже квартиры, в которой сейчас живут родные убитого. Анне Безнощенко очень неприятно было читать заметку, в которой ее отца назвали криминальным авторитетом.

"Мне было 10 лет, когда его убили. Он работал на заводе обычным заводчанином, красивой жизни никакой нет. Обычная семья заводская. Я не понимаю, зачем грязь эту разводить, писать, обманывать бездоказательно. Потом еще дети начнут думать, что действительно так оно было. А если еще и подражать начнут, то это будет хуже всего", — поделилась Анна.

Анна недоумевает, почему незнакомых людей через 26 лет после их семейной трагедии волнует, как Безнощенко прожил свою короткую жизнь. Кому нужно ворошить прошлое и фотографировать памятники на кладбище? Ведь о деятельности тольяттинских ОПГ сразу после их разгрома в начале двухтысячных уже рассказывали профессиональные журналисты. Этой теме был посвящен и один из выпусков программы "Честный детектив" под названием "Жигулевские войны". В 2003 году наш коллега Эдуард Петров побывал в Тольятти, встретился с теми, кто противостоял участникам кровавых ОПГ и рассказал о том, как милиционерам удалось разгромить бандитов:

"В начале 70-х в Тольятти была построена суперсовременная гостиница "Волга". В ней жили итальянские специалисты, возводившие цеха автозавода. Тогда отель считался самым лучшим, элитным и только для иностранцев. Спустя 20 лет о гостинице вновь заговорили. Долгие годы она была центральным офисом мощной преступной группировки, которая получила название "Волговская". На счету бандитов не один десяток убитых и раненых. Много лет "волговские" контролировали весь автомобильный рынок Тольятти".

"Честный детектив" подробно поведал о том, как в 90-е преступные группировки из Тольятти сошлись в кровавой битве за право контролировать работу автозавода. В определенный момент криминалу действительно удалось проникнуть во все структуры "Автоваза".

В жигулевской войне за право тотального контроля над заводом сошлись две мощные ОПГ — "Волговская" или "Рузляевская" (под руководством Дмитрия Рузляева, известного как Дима Большой) и "Напарниковские", в ней лидером был Владимир Вдовин по прозвищу Напарник. Бандиты истребляли друг друга сотнями. Пик кровопролития пришелся на 1994–1996 годы. Тогда в Тольятти, не смолкая, строчили автоматы. Закончилось все предсказуемо. Милиционеры провели специальную операцию "Циклон". Бандитов вытеснили с предприятия. Владимир Вдовин бесследно исчез, а Дмитрий Рузляев был убит. Большинство приближенных к лидерам ОПГ также друг за другом оказались на Баныкинском кладбище. Милиционеры успели задержать только рядовых бандитов.

Со временем канула в лету и знаменитая гостиница "Волга". Элитный отель, который сначала принимал итальянских инженеров, а потом бандитов, привыкших к роскоши, сегодня оказался не нужен. Номера сдали в аренду под офисы и студии массажа, а стойку регистрации разобрали.

Большая вывеска гостиницы уже давно не светится по ночам. Она — единственное, что осталось в напоминание об отеле, где в 90-е располагалась штаб-квартира мощной преступной группировки "Волговские".

Генерал-майор милиции в отставке Александр Шахов один из тех, кто в 90-е руководил разгромом тольяттинских ОПГ. Он до сих пор помнит, сколько бандитов полегло в тех криминальных сражениях.

"400 и более человек, не только лидеров, естественно, а вообще участников ОПГ. Отстреливали друг друга там, где заставали: в банях, спортивных залах, на яхтах, с женой в машине, с любовницей. Где нашли, там отстреляли. Деньги у них были большие, они этим пользовались, но я бы завидовать такой жизни не стал и, тем более, героизировать эту историю".

Официально считается, что тольяттинские ОПГ прекратили существование в начале двухтысячных, но отдельные представители, похоже, остались. Продолжается подпольное производство и продажа автозапчастей. Эта сфера находится под контролем криминальных личностей. Их деятельность позволяет Тольятти оставаться негласной бандитской столицей России, хоть и без того размаха, что был в 90-е.

Дочь убитого в 1997 году Александра Безнощенко работает диспетчером в такси, пользуется кабиной лифта, в которой застрелили ее отца. На полках дубовой стенки она хранит предметы роскоши из 90-х, а в памяти — теплые воспоминания из детства.

Анна Безнощенко хотела бы добиться закрытия выставки бандитских надгробий в интернете. Говорит, лучше пойдет с детьми в музей, посвященный погибшим милиционерам. Бандитский передел в 90-е — не та тема, которую стоит изучать. И уж тем более не стоит восхвалять "героев" того времени.