Кадры из израильских аэропортов, которые публикуют новостные издания, говорят о некотором хаосе. Множество людей пытаются улететь из страны. При этом одни авиакомпании в целях безопасности отменяют рейсы, а другие – в разы повышают цены на билеты.
На этом фоне выделяется некоторая истеричность особой группы россиян, которые совсем недавно уехали в Израиль, руководствуясь некими высокими идеями пацифизма. Теперь свежеиспеченные репатрианты интересуются, а можно ли откосить от службы в израильской армии? И куда, собственно, бежать от активных боевых действий?
Они убегали из мирной России, прикрываясь антивоенными лозунгами, а теперь оказались в воюющей стране и снова пытаются удрать. Даже израильские корни, которые год назад вдруг обнаружили у себя многие релоканты, их не удерживают.
История репатрианта Давида. Он учился в России, служил в армии. Но как только год назад началась частичная мобилизация, сбежал. Теперь думает о том, куда бы еще улететь. Гражданин Израиля, защищать новую родину не спешит, хотя требование отдать воинский долг – обязательно для многих мигрантов.
Летом мы рассказывали историю 17-летней Алисы. Она осудила украинский конфликт и уехала. Но вместо тыквенного латте получила повестку в израильскую армию. И долго удивлялась, хотя закон – один для всех.
– Большинство из них не в курсе были ни истории появления государства Израиль, ни 6-дневной войны, ни интифады 1990-х. Они как бы жили в своем ограниченном мирке "Твиттера". И вдруг выяснилось, что стреляют по всему земному шару, оказывается. Им можно только посочувствовать, но жалеть об этих людях мне кажется, не стоит. Они сделали свой выбор. Неизвестно, есть ли у них теперь Родина. Они родились в России, но им стыдно за это. Пускай теперь стыдятся в очередях аэропорта Бен-Гурион, – считает политолог Григорий Назаренко.
Как тут не вспомнить скандальную фразу, брошенную в прошлом году бывшим гендиректором "Яндекса" Еленой Буниной: "Не могу жить в стране, которая воюет с соседями".
Она написала это и улетела в Израиль. Вроде бы она преподавала на мехмате МГУ, но где логика? Теперь Елену спрашивают: побежите за новым билетом?
Цены на рейсы из Тель-Авива в Москву сейчас заоблачные. Днем в понедельник, 9 октября, большинство мест стоили дороже ста тысяч рублей. Причем это эконом-класс и то с пересадкой. Часть самолетных рейсов вообще отменена. Аэропорт Бен-Гурион работает в очень ограниченном режиме. Стоимость прямого перелета в Москву в выходные превышала 700 тысяч рублей. Ажиотажный спрос, а как иначе? Рейсы в Санкт-Петербург были чуть дешевле, если так можно выразиться. Хотя билеты по 250 и даже по 570 тысяч в обе стороны с пересадкой в Стамбуле или Дубае – это в разы дороже обычного. Но люди готовы платить.
– Сейчас я сижу в очереди и молюсь. Я молюсь, чтобы был хотя бы этот билет. Сколько бы они ни стоил! Тысячу, две, три тысячи долларов. Любые деньги. Просто все равно куда, лишь бы улететь отсюда, – признается одна из релоканток.
Впечатляет, если не сказать шокирует, и позиция знаменитостей, уехавших в Израиль. Иноагент Андрей Макаревич на фоне боевых действий гастролирует по Европе. А в перерывах между концертами желает удачи "нашим бойцам" и считает часы "до нашей победы". Хочется спросить, чьих бойцов музыкант называет нашими и какую победу так ждет? После начала украинского конфликта иноагент Макаревич резко осудил российскую спецоперацию по защите Донбасса. Он призвал ее остановить, клеймил страну, в которой обрел популярность. А тут, значит, новый поворот?
– Это апофеоз лицемерия. Рафинированное лицемерие и паскудство. Человек, который кричал "Нет войне", осуждал, размахивал украинскими флагами, голубков запускал в Twitter, сейчас желает смерти всем палестинцам, – констатирует политолог Назаренко.
И уж откровенным кровожадным цинизмом отдают откровения других иноагентов. Леонид Гозман агитирует за то, чтобы игнорировать призывы Москвы к прекращению огня на Ближнем Востоке, также как и на Украине. Предлагает бороться, видимо, до последнего израильтянина. Так и пишет: "наш народ столько вынес, стольких врагов пережил". Наш – конечно, тоже не про Россию.
– Эти люди просто никогда не считали Россию Родиной, а нас – своими соотечественниками. Та война, которую ведет Россия со своими врагами, для них это была чужая война. То, что они пишут сегодня в социальных сетях, это чистой воды фашизм. То есть давайте сравняем Газу с землей, сотрем ее с лица Земли, давайте убьем их всех – это животные. Если это не фашизм, то это что, извините, меня? – спрашивает публицист и радиоведущий Сергей Мардан.
Сын актера Максима Виторгана 23-летний Даниил. Пресса пишет, что его могут призвать в армию обороны Израиля. Он только месяц назад закончил там службу: ее прохождение помогает быстрее получить гражданство страны, хотя до этого выступал против боевых действий на Украине. Но затем позировал с оружием. Судя по кадрам в соцсетях, служба была не в тягость, а в радость. Даниил вовсю веселился на занятиях. Видимо, о таких "наших" бойцах пишет иноагент Андрей Макаревич.
44-летний Валерий, имя изменено, сбежал год назад из России во время мобилизации. Признается, что для него лучше тюрьма, чем армия, в которой, кстати, он служил. Но здесь сражаться за Родину он не стал. А в Израиле вдруг оказалось, что готов взять в руки оружие. И так же, по его словам, рассуждают сейчас многие релоканты. Парадокс мышления с трудом могут объяснить эксперты.
– Я думал, как это назвать, – признается политолог, доцент РАНХиГС Сергей Карнаухов. – Есть одно слово, которое сюда подходит. Это инфантилизм. Люди не выросли. Они нашу армию воспринимают как нечто угрожающее, а боевые действия на Украине – очень опасными для себя. При этом воевать за Израиль в кровавых боестолкновениях с арабской армией – их не пугает. Это говорит только о том, что у них нет чувства реальности, а значит, нет и чувства ответственности. А ответственность, которая у них напрочь отсутствует, приводит их к тому, что они как перекати-поле.
По соцсетям сейчас расходится фото Анатолия Чубайса с супругой Дуней Смирновой в очереди на регистрацию в аэропорту. Сейчас гадают, подлинный ли снимок. А ведь только недавно и тоже тайно он покидал Россию и получал гражданство Израиля.
Теперь тысячи таких же релокантов с перепугу ищут новую родину. Вот только вряд ли перебежчикам будут где-то рады.