Легендарная Мариинка отметила 240 лет со дня основания невероятным по масштабу и красоте гала-концертом. За дирижерским пультом все пять часов – маэстро Валерий Гергиев, а на сцене – всемирно известные звезды оперы и балета.
Свидетельница истории Мариинского театра, хрустальная примадонна старой сцены. Подвески входили в резонанс, когда пел Шаляпин, а когда в войну в здание попала бомба, люстра упала, но не разбилась. И вот юбилейный сезон театр проводит под ее мягким светом.
Перед тем как вновь подтянуть люстру к потолку, мастера вручную протирают каждую из 23 тысяч подвесок. В Мариинском вообще много ручного труда – с тех пор, как спектакли оформляли Коровин и Головин, не так уж радикально изменились технологии. Вот так, расстелив громадные холсты на полу, расписывают красками декорации к будущей премьере. Здесь же подшивают мягкие декорации.
Стучат молотки в обувных мастерских. Самое сложное в пуантах – носок, на профессиональном сленге – стакан. Он должен быть твердым и устойчивым. Здесь же придумывают и изготавливают характерную обувь. Иной раз одна пара может износиться за один вечер.
Репертуар – самый большой в мире и самый разнообразный: балетная классика соседствует с новаторскими постановками, оперная труппа выступает в диапазоне от Моцарта до Щедрина.
"Артисты иногда могут испытывать перегрузки и могут винить в этом меня. Безусловно, я принял театр в 1988 году, с тех пор я не могу остановиться. Если бы мы в те годы валяли дурака, мы бы остались без артистов", – говорит художественный руководитель, директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
Мариинский объездил с гастролями весь мир, именно он открыл Европе многих отечественных композиторов, а европейских звезд делал "Звездами белых ночей". На одноименный фестиваль в Петербург приезжали и Пласидо Доминго, и Чечилия Бартоли, и Рудольф Бухбиндер, и даже Джон Малкович с Жераром Депардье.
Но вот что удивительно: теперь, когда культурные связи почти утеряны, Мариинский не стал работать меньше. Теперь все то время, что посвящено было гастролям, театр уделяет российским зрителям.
"Мы, наверное, работаем вдвое, иногда втрое – давайте слово осторожное употреблю – чаще многих своих коллег. Мы иногда работаем не только чаще, но и успешнее. Причина, наверное, в том, что столь неосторожный руководитель, как я, злоупотребляет тем, что у Мариинского театра огромные возможности", – признается Гергиев.
У Мариинского есть сцены во Владивостоке и во Владикавказе, еще одна строится в Кемерове. В Петербурге три. Когда в концертном зале играют симфонии, в Мариинке-2 могут давать оперу, а на исторической сцене – балет.
Царскую ложу, вопреки названию, представители императорской семьи посещали редко – они предпочитали смотреть спектакли вот отсюда, из семейной ложи, расположенной напротив директорской. Вот то, что скрыто от глаз зрителя: потайная дверь, которая вела прямиком в гримерки солисток – для того, чтобы император мог поблагодарить артисток после выступления. Говорят, этой дверью часто пользовался будущий император Николай II, влюбленный в Матильду Кшесинскую.
Новая Мариинка – самая современная в России с точки зрения театральной машинерии. Автоматы сами могут доставить на сцену ящик, например, с нужными костюмами. Сценическая зона в четыре раза больше участка, который видят зрители. На этом пространстве даже заезжают тягачи с морскими 40-футовыми контейнерами, где хранятся декорации, а под сценой – 12 метров технических этажей, где спрятаны сотни хитрых механизмов.
"Мы находимся в так называемом рабочем трюме, помещении под сценой. Здесь могут быть смонтированы декорации, здесь могут работать артисты. И весь этот объем может быть поднят наверх", – показывает технический директор Мариинского театра Владимир Маслов.
Свой юбилей Мариинский театр отмечает именно на этой сцене гала-звезд оперы и балета. 240 лет отразить в одном вечере за 240 минут – задача сложная, но за пультом маэстро Гергиев, а значит, ничего невозможного нет.