Тема:

Ситуация на Украине 1 час назад

Ядерное сдерживание: что это сегодня

Решимость России защитить себя, в том числе и через освежение рецепторов восприятия ядерного сдерживания, ни у кого не должна вызывать сомнение.

Происходящее на Украине, конечно же, не носит локальный характер. Это лишь часть общей картины, вариант осмысления которой для РИА Новостей на этой неделе предложил Сергей Караганов – известный политолог, доктор исторических наук, декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики. Статьи и книги Сергея Караганова выпускались в 50 странах мира. В середине 2000-х, по версии журналов Foregn Policy (США) и The Prospect (Британия), вошел в список ста самых влиятельных интеллектуалов мира. Свою статью для Ria.ru Сергей Караганов подписал скромно: "Почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России".

"Идет мощнейшее в истории по интенсивности и скорости перераспределение мировых сил. Запад пошел в отчаянный "последний бой", чтобы сохранить свои доминирующие позиции, позволявшие ему грабить остальное человечество, подавлять другие цивилизации. Идет небывало быстрое в истории перераспределение мировых сил — от Запада к мировому большинству, военно-политическим стержнем которого история определила Россию. Мы на Украине, наконец, дали бой США/Западу. Но пока отдали им инициативу в эскалации. И они постоянно расширяют и углубляют агрессию, поставляя все более смертоносные и опасные вооружения. Мы пока позволяем им убеждать себя, что эскалация ненаказуема. Они — агрессоры. Но, не ставя им жесткий предел, мы их умиротворяем", – отмечает Караганов.

Он говорит об инициативе Запада в эскалации. Понятно, что имеется в виду. Это и все новые танки. Это и ракеты все большей дальности. Английские Storm Shadow с дальностью до 500 километров уже в деле. Такие же французские Scalp ударили по штабу Черноморского флота в Севастополе. Кстати, привет у нас всем любителям французского шампанского. Нам оно здесь надо вообще в комплекте с французскими ракетами?

Да вот еще и буквально вчера председатель Комитета по обороне Бундестага Германии Мари-Агнесс Штрак-Циммерман заявила, что Украина имеет право наносить удары по России и нужно как можно скорее поставить украинской армии крылатые ракет TAURUS. Их максимальная дальность – до 500 километров. Так или иначе, Караганов видит еще один отягчающий фактор. С кем переговоры-то вести? И кто там сейчас рулит?

"Ситуация усугубляется очевидной деградацией западных элит. Дальше в обозримой перспективе будет только хуже. Каждый новый призыв западных руководителей глупее, безрассуднее и идеологизированнее предыдущего и этим опаснее для мира. Они сознательно подстегивают разложение своих обществ поощрением античеловеческих антиценностей. Современные информационные технологии, Интернет привели не столько к росту просвещения масс, как надеялись, сколько к усилению возможностей манипулировать ими и, похоже, к массовой интеллектуальной деградации. Уж точно на уровне публичных элит, которые мы можем наблюдать", – пишет Караганов.

Остается одно – апеллировать уже даже не к серому веществу мозга, который не очень работает, а к древней его сердцевине – белому веществу, которое и отвечает за самое примитивное – страх. Страх погибели в ядерном смерче.

"Я не вижу пока возможности добиться этого без пробуждения на Западе и в целом в мировых элитах чувства самосохранения, кроме как через усиление ядерной угрозы. Надеюсь, не претворяя ее в жизнь до конца. Но противник должен знать о безусловной готовности нашего руководства и общества сделать этот шаг в случае крайней необходимости. Нужно вернуть веру в ад потерявшим ее", – подчеркивает Караганов.

Вообще, технически мы к этому полностью готовы. Для программы "Вести недели" с уверенностью это подтвердил глава Курчатовского центра Михаил Ковальчук: "Сегодня на фоне эскалации конфликта, на фоне специальной военной операции наши противники не останавливаются, они идут на эскалацию. Похоже, что они забыли о существовании ядерного оружия и возможности его применения. Я хочу сказать, развивая тезис, выдвинутый президентом, о том, что в случае начала возобновления испытаний ядерного оружия американцами, мы абсолютно готовы технически и технологически системно начать это делать как ответный шаг на их действия".

Если вернуться к осознанию возрастающих опасностей, то вот еще фактор, по словам Караганова: "Опасность большой войны обостряется с развитием военных технологий, все более смертоносных систем, по нарастающей управляемых искусственным интеллектом. Хорошо, что мы вырвались вперед в гиперзвуке, надо работать дальше. Но скоро нас догонят, и многие страны, в том числе ядерные, получат возможность почти немедленных ударов. Нервозность, вероятность ошибок, подозрительность будут нарастать".

Но это все же технически. Градус ненависти продолжает расти. Иногда кажется, что до потери рассудка. "Русофобия достигла почти небывалого в истории масштаба, может быть, сравнимого с отношением гитлеровцев к славянам и евреям. Да и у нас в отношении не только лидеров, но и жителей западных стран растет по меньшей мере брезгливое презрение. Быстро создается предвоенная обстановка и в морально-психологическом плане. Мы не видим нормальных людей. Или видим обманутых. А они точно не видят в нас нормальных. Общий результат — почти небывалый уровень недоверия и подозрительности между великими державами, перешедшими к открытому соперничеству. И это на фоне разрушенной системы диалогов, коллапса системы ограничения вооружений", – отмечает Караганов.

Он говорит о коллапсе системы ограничения вооружений. Так и есть. Вот лишь некоторые соглашения, из которых вышли США. 2001 год – односторонний разрыв Договора об ограничении систем противоракетной обороны. С 2001 года США не выполняют Конвенцию по биологическому и токсинному оружию. В 2019 году Вашингтон вышел из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В 2020-м завершился процесс выхода США из Договора по открытому небу. Договор о нераспространении ядерного оружия вроде еще действует, но США давно нарушили и его, разместив в Европе ядерное оружие. И что нам делать в этих условиях? Есть ли хоть какая-то узда?

Сергей Караганов уверен, что при сохраняющейся эскалации рано или поздно встанет вопрос о применении ядерного оружия для предотвращения всеобщего уничтожения: "Активизация ядерного фактора со вселяемым им ужасом необходима для предотвращения перерастания неизбежного соперничества в войны. Поэтому, если ядерное оружие и придется (не дай бог!) применить, нужно, чтобы удар был достаточно массированным. Если же ядерное оружие будет применено в минимальных масштабах и мощностью в несколько килотонн, то войну можно будет выиграть, но будет разрушен тот ужас перед ним, который сохранял относительный мир на протяжении трех четвертей века. Ядерное оружие станет "применимым".

Вообще, страшно об этом думать. Но разве не об этом и наша ядерная доктрина, которая допускает ядерный удар в ответ на угрозу самому существованию России? И наша решимость защитить себя, в том числе и через освежение рецепторов восприятия ядерного сдерживания, ни у кого не должна вызывать сомнение.